Лефортовский парк: прошлое, настоящее, будущее

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева прошла конференция по проблемам сохранения парков и ландшафтной архитектуры в России и Нидерландах, а также была представлена русскоязычная версия "Культурно-исторического атласа Лефортовского парка".

Алла Павликова

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
0 Международная научно-практическая конференция проходила во флигеле «Руина», где несколькими днями раньше открылась выставка голландской ландшафтной архитектуры «Диалог с водой». Мероприятие растянулось на целый день, но его более чем насыщенная содержанием программа стоила потраченного времени. Конференция состояла из двух основных частей, разграниченных показом увлекательного короткометражного фильма ландшафтного архитектора из бюро Novascape Евы Радионовой «Возрождая Яузу. Объединенная московская акватория». Первая часть конференции была посвящена докладам специалистов, историков и искусствоведов, непосредственно учавствовавших в создании Атласа. В своих выступлениях они затронули не только долгую и сложную историю парка в Лефортово, но также представили наиболее яркие примеры обновления исторических парков в Нидерландах. Вторая часть состояла из трех круглых столов, в ходе которых обсуждались  конкретные практические шаги по преобразованию московского парка – уже сделанные и те, что еще только предстоит предпринять.

Приятно, что каждый из присутствовавших в зале имел возможность полистать страницы презентуемого уникального издания, напечатанного на больших листах формата А3, с огромным количеством архивных материалов, карт, рисунков и чертежей, а также современными фотографиями Лефортовского парка и научными изысканиями, напрямую связанными с его спасением.
Обложка Атласа Лефортовского парка
Лефортовский парк сегодня. Материалы из Атласа Лефортовского парка
 
Вступительная часть
Начало конференции, посвщенной презентации Атласа Лефортовского парка. Фотография А.Павликовой

Открыл конференцию
Рон ван Дартел,
Посол Королевства Нидерландов в России,
который подчеркнул важность сохранения исторического наследия и отметил особую роль Лефортовского парка – уникального по своей планировке и объединяющего традиции двух стран – России и Нидерландов. Как известно, первоначальная планировка парка была создана голландским лейб-медиком Петра Великого, Николасом Бидлоо. Сегодня парк признан объектом совместного культурного наследия России и Голландии.

Вопрос особой историко-культурной и археологической ценности Лефортовского парка был поднят еще в сентябре 2011 г. в рамках выставки Denkmal-Москва. Итогом этого стало спустя три года совместное издание – Атлас Лефортовского парка, в котором исследуется его эволюция и уцелевшие фрагменты первоначальной планировки.
Вид на Головинский пруд в современном Лефортово. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Сергей Худяков,
директор МГОМЗ «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино»,
напомнил, что Лефортовский парк вошел в состав музейного комплекса «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино» в 2005 году, но достался он руководству музея в весьма плачевном состоянии. С тех пор постоянно ведутся противоаварийные работы по поддержанию парка, но, конечно, этого недостаточно. Первостепенной задачей Худяков видит включение парка в контекст города: «Парк должен стать общедоступным, а в его воссоздании должны принять участие и городские власти, и общественность».
Грот в Лефортовском парке. Источник: wikimedia.org

Елена Верховская,
заместитель директора МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» по образовательной и просветительской работе,
отметила, что нынешнее состояние парка является результатом градостроительной политики конца XIX – начала XX вв. Дальнейшие губительные изменения были связаны с решением городских властей провести по парковой территории участок ТТК. Тогда общественность ывступила в защиту парка, и трассу убрали в тоннель, что, однако, не спасло зеленую зону от перемен к худшему.
 
Серия докладов

Доклад Марике Кёйперс. Фотография А.Павликовой

Марике Кёйперс,
профессор Культурного наследия Делфтского технического университета, ведущий специалист Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
представила доклад «Голландские парадизы в прошлом и настоящем России»:

«Прошлое Голландии и России тесно переплетается. В истории развития двух стран есть очень много общего. Особенно явными пересечения двух культур становятся во времена правления Петра I, который долгое время находился в Голландии, изучая основы кораблестроения, знакомясь с культурой и традициями страны. Голландские архитекторы всегда активно работали с водой, поскольку вся территория Нидерландов располагается ниже уровня моря. Для освоения земель приходилось буквально отвоевывать сушу, прорывая каналы, строя мосты, плотины и дамбы. Эта практика очень заинтересовала Петра I, и подобные приемы управления землей и строительства городов он пытался перенести на российскую почву. Кроме того, находясь в Нидерландах, Петр Великий неоднократно посещал знаменитые усадьбы нашей страны, изучал, как устроены ландшафтные парки и ботанические сады с экзотическими растениями, которые купцы привозили  из дальних странствий. Такие сады были типичны для Голландии. И уже тогда Петр I понял, что с помощью сада можно подчеркнуть значимость любой постройки.
Рисунок «увеселительного сада» Принца Маурица в Гааге (1622). Партер Головина с двойными кругами напоминает сад принца Маурица. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Очевидно, что уже в то время происходил активный обмен опытом. Из Голландии российский царь привозил не только книги, но и специалистов, в числе которых был и Николас Бидлоо. Последний после завершения своей деятельности в качестве военного медика получил разрешение от государя построить собственную усадьбу с большим парком на берегу реки Яузы. В архивах мы нашли план водного парка времен Петра I. За основу Лефортовского парка был взят традиционный голландский сад с водными каскадами. Одним из возможных источников вдохновения мог служить город Розендаль, расположенный на возвышенности и активно использующий водные каскады. Кроме того, надо учесть, что Бидлоо был сыном ботаника и аптекаря, поэтому, конечно, очень много знал об устройстве садов и парков. К сожалению, сегодня от парка петровского времени практически ничего не осталось. И наша задача – попытаться сохранить уцелевшие фрагменты истории, а по возможности воссоздать некогда утраченное».
Водная структура парка Лефортово. На территории всего 9 прудов, 5 из них заложил сам Бидлоо в 1723 г. Материалы Атласа Лефортовского парка

Мариэль Кок,
старший консультант по архитектурному наследию и историческим паркам Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
не стала затрагивать проблемы Лефортовского парка. Она предложила участникам конференции самостоятельно провести параллели между ним и реализованными проектами преобразования исторических парков в Голландии.

«В Нидерландах сегодня 63 тысячи объектов, находящихся под охраной государства, из них 500 являются объектами садово-паркового искусства. В случае необходимости внесения изменений в тот или иной объект наследия мы начинаем работу с поиска оптимально сбалансированного решения, учитывающего прошлое, настоящее и будущее памятника. В первую очередь изучается его история, археология, архивы. Формируется команда единомышленников, объединяющая специалистов из самых разных областей. Тщательный анализ историко-культурной ценности места позволяет получить представление о перспективах его развития.
Усадьба Сингравен сегодня. Источник: wikimedia.org

Приведу один пример. Усадьба Сингравен расположена в провинции Оверэйсел в деревне Денекамп. Это средневековая постройка с характерными для того времени архитектурными особенностями. Перед усадьбой всегда располагался большой и красивый парк. Но за долгие годы своего существования он ни раз подвергался значительным изменениям. Примерно 10 лет назад усадьбе была дана новая жизнь. В 2004 г. был создан план развития усадьбы, здание отреставрировали и открыли для посещения, существующие постройки приспособили под современные функции. Кроме того, были построены новые объекты. Открылись магазины, пункты проката велосипедов и даже появилось жилье.
Усадьба Сингравен. Водный каркас парка. Источник: www.hoogeveenonline.nl

Отдельный проект был разработан для воссоздания парка, пересеченного рекой. И здесь, как и в случае с Лефортовским парком, самым важным аспектом было управление водой. Река Сингравена имеет особое значение для нашей страны в силу своего возраста – она очень старая, слои отложений там насчитывают более 10 тысяч лет. На территории усадьбы река управлялась дамбами, что также позволяло установить вдоль ее берегов водяные мельницы. Некоторые мельницы до сих пор функционируют, а дамбы были отремонтированы. Но в прежние времена территория усадьбы из-за проходящей здесь реки часто страдала от наводнений. Строительство дамб позволило сделать уровень воды стабильным, однако это нарушило естественный природный баланс. Дискуссия о том, каким образом организовать водную систему, ведется до сих пор. Сегодня можно говорить только о начальном этапе работы, на котором мы пытаемся осознать значение воды для усадьбы, без которой у этого места нет души».

Ханк ван Тилборг,
ландшафтный архитектор, директор студии «Ландшафтные архитекторы H+N+S», Нидерланды
подробнее остановился на содержании представленного публике Атласа:
Разворот Атласа Лефортовского парка

«Атлас призван дать толчок к дальнейшему преобразованию и восстановлению территории парка Лефортово. В этот процесс вовлечено огромное количество специалистов с обеих сторон. Все началось три года назад с обсуждения и поиска путей реализации и партнеров. Была проведена исследовательская работа, результатом которой стал Атлас, состоящий из трех основных частей. В первой – описывается позиция Лефортово в историческом контексте усадеб Голландии и России. Во второй части большое внимание уделяется роли Петра I и Николаса Бидлоо. Акцент сделан именно на этих двух фигурах, их творческом подходе, нашедшем отражение в парке. Третья часть дает представление о том, как, используя исторические знания, можно увидеть будущее парка.
«Большая закладка маленького Эрмитажа» Бидлоо, оригинальный рисунок Бидлоо перовского периода (1723 г.). Источник: архив РГАДА, Москва

Доминирующий временной слой – слой времен Петра Великого, поэтому мне кажется правильным именно этот слой использовать как основной при восстановлении парка. Сохранились карты, позволяющие понять наследие Петра I и Николаса Бидлоо. На Яузе располагался военный госпиталь, а выше по течению – прекрасный сад. Для строительства в Лефортово был спроектирован уникальный крестовый пруд по голландскому образцу, который сегодня утрачен.
От исторического парка Бидлоо сохранились остатки прудов, аллей, видовые линии и др. Декоративные элементы практически полностью исчезли. Материалы Атласа Лефортовского парка

В Атласе описаны основные принципы проектирования Бидлоо, использовавшего математические соотношения осей и пропорций, благодаря которым был создан поражающий воображение сад с неожиданно возникающими перспективами. Главную роль в формировании этого образа играла воды, водные каскады и, конечно, душа парка – река Яуза, выступающая связующим и объединяющим элементом. Целостность места была связана с огромным количеством мостов – слой, который тоже полностью исчез. Важно еще и то, что даже в Голландии каскадные парки практически нигде не сохранились, большинство из них были переделаны в ландшафтные. В связи с этим значение парка Лефортово еще более возрастает.
Крестовый пруд в «маленьком Эрмитаже» Бидлоо (1730 г.). Пруд сильно напоминает Крестовый пруд, спроектированный для Петра и располагавшийся в нескольких сотнях метров. Материалы Атласа Лефортовского парка

Особое внимание в Атласе уделено эволюционному развитию парка, который в разные времена использовался для самых разнообразных нужд – от элемента дворцового ансамбля и сада при кадетском корпусе до запущенного городского парка районного значения. Исследуются методы работы проектировщиков, принимавших участие в судьбе этого места. От этих и многих других факторов зависит, как и в какой мере возможно восстановить парк сегодня.
Екатерининский дворец, фрагмент юго-восточного фасада. Источник: wikimedia.org

Мне кажется важным в первую очередь сохранить то, что еще осталось. Но в связи с тем, что парк является городским, необходимо обращать внимание на доступность, устройство дополнительные входов, подготовку программы использования и функционирования. Надо учитывать сегодняшние требования, черпая вдохновение из прошлого».
 
Круглые столы

После подробных и увлекательных докладов приглашенных экспертов, были проведены круглые столы, посвященные археологическим исследованиям территории парка, вопросам регенерации исторических ландшафтно-парковых ансамблей и их градостроительному планированию, а также современному подходу к культурно-историческому анализу объектов садово-паркового искусства.

Профессор Александр Векслер,
руководитель секции «Сохранение объектов археологического наследия Москвы» Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия Москвы,
рассказывая об археологической части исследования Лефортовского парка, назвал Лефортово уникальным в ряду других парков столицы с точки зрения археологии:
Конференция во флигеле «Руина» музея им. Щусева. Фотография А.Павликовой

«Это первый регулярный парк России, созданный на основе парка Головиных. Сегодня он занимает нижнюю террасу. За время своего существования в этом месте произошел целый комплекс серьезных изменений, пришедшихся на эпоху правления Елизаветы, Павла I, ранний период творчества Растрелли и т.д. В связи с этим здесь можно обнаружить многочисленные временные наносы, которые сегодня возможно изучить только с помощью археологических исследований. Археологические работы на данной территории велись начиная с 1930-х гг., затем они были возобновлены во время строительства ТТК. Масштабные археологические исследования проводились и в период с 1998 по 2003 г. Я участвовал в исследовании водных территорий парка, осушенных на время работ. Все это позволило последовательно вскрыть основные этапы развития места, а значит – получить исходные данные для разработки проекта возрождения. На сегодняшний день у нас имеется серьезная коллекция археологических находок, которые следовало бы музеефицировать и представить на территории парка».
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Марина Ляпина,
начальник Управления популяризации объектов культурного наследия и информационного обеспечения Мосгорнаследия:

«На втором этапе археологического исследования встала задача изучить наземные структуры парка, его планировки и остатки сооружений. Так, нас интересовала Аннегофская «кашкада», расположенная на восточной берегу Аннегофского канала и служившая верхней террасой и подпорной стеной. Нами было обнаружено ее северное крыло из белого камня высотой порядка 1 метра. Центральная часть не сохранилась. Еще одной интересной зоной исследования стала территория Головинского дворца. Нам удалось обнаружить остатки его фундамента из белокаменных блоков, а также лестницу. Раскопки среднего партера прямоугольного острова выявили дорожки середины XVIII века. В центре парка была обнаружена беседка.
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Все археологические работы дают совершенно определенное представление о том, насколько серьезно сегодняшний рельеф  отличается от исторического. Наверное, ни один парк в Москве не был исследован более тщательно, чем Лефортово, что особенно важно, учитывая, что его ландшафт был изменен практически на 100%. Но есть здесь и положительный момент: археология показала, что исторические архивные документы верны и реконструкция парка на их основании возможна».

Елена Царева,
НПО «Исторические зоны» ГУП Генплана Москвы,
высказала убеждение, что Лефортовский парк должен быть включен в общий контекст зеленых зон и усадеб, расположенных вдоль Яузы, начиная от сквера Васильевский луг в устье реки и оканчивая парком Сокольники.

«Существующая культурная ось парков вдоль Москвы-реки от Воробьевых гор через Нескучный сад и парк Зарядье должна перекинуться дальше на Васильевский луг к Яузе. Такой способ включения мы видели на примере Парка Горького. Только став частью общей зеленой линии, парк стал работать.
Разворот Атласа Лефортовского парка. Изображение Анненгофа с высоты птичьего полета.

Важно также рассмотреть окружение Лефортово. На самом деле, парк – это только часть великолепного дворцового ансамбля, включающего сам дворец, оранжерейный комплекс, храм Свв. Петра и Павла, растреллиевские корпуса и т.д. Поэтому наша задача состоит не только в воссоздании парка, но и в возвращении ему утраченных зданий и сооружений. Без этого говорить о возрождении парка бессмысленно.

Семь лет назад институт Генплана работал над проектом планировки парка. Тогда мы насчитали на его территории около 20 пользователей и предполагали вывод всех этих организаций, а дворец планировали превратить в музей. Были даже начаты переговоры с Департаментом  имущества. Но все наши усилия разбились о нежелание собственников пойти навстречу и отсутствие заинтересованности со стороны властей.  

Лефортово – тот самый объект, где можно выявить все присутствовавшие здесь слои. В основе – парк Бидлоо, дальше – Головинский дворец, который мы мечтали восстановить или хотя бы экспонировать его фундаменты, слои XIX века, отражающие период нахождения здесь кадетского корпуса и возникновение пейзажного парка. Даже элементы Лефортовского сада, дворец которого находился на противоположном берегу Яузы, можно было бы рассматривать сегодня как часть единого ансамбля».

Ярослав Ковальчук,
ГУП Генплана Москвы,
рассказал об идее создания рекреационной оси вдоль Яузы более подробно.

«Берега Яузы – это очень разнообразное и многофункциональное городское пространство. В нижнем течении реки есть масса объектов культурного наследия – церкви, промышленные сооружения XIX – начала XX веков, жилые дома разных периодов. Одним словом, это крайне насыщенная и зеленая территория, которая при этом долгие годы пребывает в критическом состоянии и крайне мало используется городом. Если за парком Лефортова в последнее время еще хоть как-то следят музейные сотрудники, то другие культурные объекты, скажем, усадьба Разумовского, совершенно запущены. Набережные служат магистралями, а памятники вдоль реки никак не связаны друг с другом. Ключевая проблема – отсутствие доступа: нет общественного транспорта, парковок и даже пешеходных маршрутов. Еще один момент – слишком малый процент жилых районов. Если парк сегодня будет восстановлен, то непонятно, кто им будет пользоваться. ведь вокруг практически никто не живет. Нужно не только задаться целью воссоздания Лефортово, нужно развивать весь район, ведь потенциально он мог бы стать одним из лучших мест Москвы».

Елена Игнатьева,
главный инженер «Эководстройпроект»,
рассказала о перспективах восстановления водной структуры парка. Она высказала убеждение, что измененный уровень воды можно вернуть в исторические отметки, даже не сбрасывая воду в Яузу. Кроме того, сегодня уже согласован проект реставрации плотины Головинского пруда. Возможно осуществить санитарный водообмен и оборотное водоснабжение, в котором сможет участвовать и Овальный пруд. Не будет проблемой и восстановление всех исторических контуров водоемов. Елена Игнатьева подчеркнула, что начинать реставрацию парка однозначно надо с водной системы.
Картина заросшего большого пруда (1910 г.). Материалы Атласа Лефортовского парка

По словам Ольги Жибуртович
из Моспроект-2,
парку необходима согласованная градостроительная и транспортная документация, а также утверждение предметов охраны по территории памятника с фиксацией найденных археологами ценностей. Параллельно необходимо разрабатывать серьезный проект реставрации, наметив этапы реализации работ.

Марина Плужникова,
Москомархитектура,
предложила прорабатывать вопрос преобразования парка в рамках актуализации генерального плана города, не ограничиваясь только проектом планировки.
Бетонные берега реки Яуза. Середина XX века. Источник: www.retromap.ru

Итогом конференции стало решение направить властям Москвы официальное письмо от общественности с целью привлечения их внимания к судьбе Лефортовского парка.

09 Июня 2014

Алла Павликова

Автор текста:

Алла Павликова
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Пресса: «Ландшафтная архитектура Нидерландов» представлена...
Географическое положение Нидерландов предопределило образ жизни людей, особенности экономики, культурное своеобразие. Уже несколько веков голландцы воюют с морем за сушу. Но со временем пришлось признать, что борьба с природой не так продуктивна, как диалог с ней. Выставка в Музее архитектуры имени Щусева так и называется – «Диалог с водой. Ландшафтная архитектура Нидерландов».
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?