Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.03.2008

Образ Кремля

Юлия Тарабарина
Объект:
Высотный комплекс на Ленинградском шоссе
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Александров и партнеры
Авторский коллектив:
Дмитрий Александров, Павел Курицын

Многофункциональный комплекс на Ленинградском шоссе – это архитектурная концепция, сделанная мастерской Дмитрия Александрова в 2005 году, но оставшаяся, как это нередко бывает, в «подвешенном» состоянии – работу то ли продолжат, то не продолжат. Поэтому проект не публиковался, хотя, если вдуматься, в нем обнаруживается достаточно любопытное сочетание масштаба и лаконизма, отсылающее зрителя то ли к произведениям одного из лучших архитекторов модернизма брежневского времени Леонида Павлова, то ли к проектам знаменитого авангардиста Ивана Леонидова, то ли вообще к Леду

На самом деле – говорит Дмитрий Александров, основным прототипом этого проекта стал Геод – стеклянная сфера технопарка Ля Вилетт в Париже, построенная Адрианом Фансильбером и Жераром Шамайу и открытая в 1985 году. Французский Геод вмещает Дворец Спорта, в нашем предполагался конгресс-центр с ресторанами. У французов стеклянный шар больше всего похож на приземлившийся по соседству с технопарком космический корабль, он очень независимый и самодостаточный, если не сказать – замкнутый в себе.

В проекте Дмитрия Александрова стеклянный шар окружен сомасштабной ему гигантской восьмиэтажной красной стеной без единого окошка и напоминает шарнир или какой-то другой элемент исполинского механизма. Шар вовсе не изолирован, а наоборот, активно включен в композицию, состоящую из столь же строгих и лаконичных объемов. С окружающим его кольцом сфера соединяется тремя травалаторами, которые также играют свою роль в этой механике.

Кольцо – это вовсе не стена, как можно подумать, глядя снаружи. Это кольцеобразное здание, которое возникло из необходимости создать опору для высокой 60-этажной башни. Участок расположен в излучине Москвы-реки и как следствие он очень сырой, здесь близко подходят грунтовые воды. Что, с одной стороны, вызвало необходимость  создания опоры для высотного объема, и с другой – не позволило закопать в землю парковки. Машиноместа решили разместить в кольцеобразном здании по внешнему контуру. Автомобилям не нужны окна – так возникла сплошная «крепостная стена». Внутренний контур кольца занял торговый центр – его стены, по контрасту, целиком стеклянные. Таким образом торговый комплекс освещается с внутренней стороны кольца. Здесь должна была возникнуть сложная игра бликов и отражений – искривленное стекло кольцевидного «форта» отражалось бы в сферическом зеркале Геода и наоборот.

Сфера расположена вовсе не в центре образовавшейся круглой площади, а сдвинута в сторону реки, как будто бы отталкиваясь от третьего элемента композиции – 60-этажной башни, стоящей в противоположной части кольца. В башне задуманы четырехзвездочный отель и бизнес-центр. Плоскости стен гостиницы кирпичные, бизнес-центра – стеклянные, и разделение двух функций внутри башни отчетливо прочитывается на фасадах. Верхняя часть башни решена в виде характерного кремлевского «ласточкиного хвоста». Эта «говорящая» форма, опять же – как все тут – очень больших размеров, встречает машины, въезжающие в Москву по Ленинградскому шоссе от Шереметьева. И недвусмысленно указывает проезжающим на то, куда они направляются – впереди Кремль. В этом свете крепостной лаконизм кольцевой стены и предполагаемый выбор терракоты красного цвета для фасадов складываются в совершенно очевидный, столь же туристический, сколь и правительственный образ.

La Géode, parc de la Villette. Adrien Fainsilber, Gérard Chamayou
La Géode, parc de la Villette. Adrien Fainsilber, Gérard Chamayou
генплан
генплан