Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.03.2008

Итальянцы в России. Семинар лаборатории ‘URBANLAB’ в МАрхИ

Наталья Коряковская

На днях градостроительная лаборатория ‘URBANLAB’ провела в МАрхИ семинар, посвященный новой концепции развития города Генуи. Лабораторию основал Ренцо Пиано, один из лидеров хай-тека и уроженец Генуи, с тем, чтобы найти новые пути преобразования своего родного города

Генуя – город с богатой историей, переживавший свой расцвет в эпоху Возрождения, когда знаменитые генуэзские купцы торговали по всей Италии и за ее пределами. Это город-порт, однако выход к морю открыл для него не только возможность успешно торговать по всему Средиземноморью, но и создал предпосылки для градостроительной проблемы, последствия которой итальянцы переживают теперь. Как заметила руководитель проекта ‘URBANLAB’ Анна Корси, до недавнего времени город и порт развивались отдельно друг от друга, в результате чего выход к морю и превосходные панорамы были фактически отрезаны от горожан. Еще в XIX веке Генуя славилась широкими озелененными бульварами, спускавшимися прямо к берегу, но сегодня ничего подобного нет, разросшийся порт оккупировал всю прибрежную часть.

Только в последние годы правительство пошло на то, чтобы пересмотреть градостроительную схему, выйти из рамок города и посмотреть на него извне, стратегически увязать его план с окружающей территорией. В этом ему помогает ‘URBANLAB’ и привлеченные им знаменитые архитекторы, Ричард Роджерс, Аманд Бурден (Amanda Burden), Ориол Боигас (Oriol Bohigas) и другие.

‘URBANLAB’ выстроила новую градостроительную концепцию не на традиционной идее функционального зонирования, а на схеме, которая учитывает так называемые «сети» и «узлы». Имеются в виду различные коммуникационные потоки и точки их пересечения, которые нередко превращаются в проблемные территории. Для ‘URBANLAB’ важно, чтобы Генуя обновлялась внутри существующих границ не «расползалась» за так называемую «зеленую линию», напоминающую Green belt («зеленый пояс») в Лондоне. Только здесь линия сильнее изломана из-за гористого ландшафта генуэзской округи. Строить на уже построенном – вот основное правило ‘URBANLAB’. Другая граница роста города – «голубая линия», находится со стороны моря и совпадает с древнеримской дорогой. Сейчас там  расположено два порта старый Porto Antico, реконструированный Ренцо Пиано, и новый, вместе оба они отрезают море от города. А между тем и для жителей, и туристов такая красота пропадает зря. Воссоединение города и порта, как подчеркнула Анна Корси, в планах ‘URBANLAB’ на одном из первых мест.

Вся градостроительная затея включает несколько масштабных проектов, таких как аэропорт на искусственном острове Ренцо Пиано, напоминающего проект, сделанный Пиано для аэропорта Кансай в Осаке. К крупным проектам примыкает несколько десятков «малых задач» – реконструкция отдельных ветхих домов, озеленение крыш и проч.

Формат лаборатории подсказывает, что главное внимание ее участников сосредоточенно на наблюдении и исследовании городского пространства и механизмов его жизнедеятельности с тем, чтобы в новом генплане преодолеть устаревшую ныне схему функционального зонирования, которая не учитывает того, что город – не замкнутое в себе явление, а сумма многочисленных связей и потоков. В частности, подчеркнула Анна Корси, нельзя решать градостроительные задачи, не принимая в расчет, что с каждым годом интенсивность торговых связей Генуи с территорией остальной Италии только растет – следовательно необходимо запланировать перегрузку транспортной сети и предусмотреть ее изменение заблаговременно.

На фоне московских проблем, градостроительных вообще и транспортных в частности, генуэзские могут показаться какими-то очень уж миниатюрными. Мало ли, моря не видно… У нас куда ни глянь – мало что видно, в основном машины, заборы, и бетонные скелеты нового строительства. Поэтому опыт ‘URBANLAB’ кажется для московских архитекторов вдвойне полезным – он показывает, насколько внимательно можно отнестись к маленькому городу с богатой историей. Реконструкция, озеленение, сохранение границ, акцентирование узлов… Все это верно и очень красиво со стороны, но только для того, чтобы подойти с той же меркой к большому городу с не менее интересной историей, надо, вероятно, посмотреть на него «в лупу» – как на много маленьких. Но итальянцы советов не давали, а только делились опытом.

Лекцию читает Анна Корси - архитектор, руководитель проекта «Urbanlab»
Лекцию читает Анна Корси - архитектор, руководитель проекта «Urbanlab»
Альберто ди Мауро, директор Итальянского института культуры и Анна Корси, руководитель проекта “Urbanlab”
Альберто ди Мауро, директор Итальянского института культуры и Анна Корси, руководитель проекта “Urbanlab”
Проект аэропорта в Генуе. Рисунок Ренцо Пиано
Проект аэропорта в Генуе. Рисунок Ренцо Пиано
«Зеленая линия» – экологическая граница города
«Зеленая линия» – экологическая граница города
«Голубая линия» – граница Генуи со стороны моря
«Голубая линия» – граница Генуи со стороны моря