Что ждет посетителей предстоящего фестиваля «Архстояние»? Рассказывают Антон Кочуркин и Юлия Бычкова.
Фестиваль Архстояние 2013. Фотография Алексея Народницкого
Одним из самых ожидаемых событий лета уже традиционно стал фестиваль «Архстояние». Мы попросили рассказать его куратора Антона Кочуркина и руководителя проекта Юлию Бычкову о том, каким будет девятый по счету фестиваль.
Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, продюсер и куратор фестиваля Архстояние. Фотография © Екатерина Баталова
Архи.ру: – Кураторство нынешнего фестиваля вы решили разделить с Ричардом Кастелли. С чего началось его участие и какое он в итоге оказал влияние на программу Архстояния?
Антон Кочуркин: – Прежде всего Ричард открыл Никола-Ленивцу ряд прекрасных зарубежных художников, работы которых можно будет увидеть на фестивале. Во-вторых, благодаря практике Ричарда, реализующего самые смелые проекты по всему миру, нам удалось «поженить» на одной площадке два довольно разных подхода – общемировую кураторскую практику и местное миропонимание, контекст и ресурсы.
– Какой смысл вы вкладываете в заявленную для 2014 года тему «Здесь и сейчас», кто ее предложил?
– При участии международной команды художников и Ричарда Кастелли мы попытались исследовать временные параметры искусства и архитектуры. Объекты фестиваля нужно рассматривать именно с точки зрения параметров времени, которые существенно преобладают над геометрическими. Заявленное Ричардом намерение углубиться в столь интересную тему и повлияло на в итоге созданные для Архстояния объекты.
– Каждый год Архстояние становится площадкой для экспериментов в области искусства и синтеза его различных направлений – архитектуры, музыки, поэзии. Чем вы планируете удивлять посетителей в этом году?
– Авторские идеи мимикрируют в ландшафтах Никола-Ленивца, предлагая такие замечательные идеи как, например, 36-часовой перформанс Nikola-lenivetc time, созданный немецким художником Марком Форманеком. Здесь время представлено как пространственная структура, собранная из досок и бревен, которая при этом каждую секунду изменяется, транслируя точное время.
Фестиваль Архстояние 2014. Марк Форманек. Nikola-lenivetc time (проект)
Еще одна интересная находка – объект парка «Удаленный офис», меняющий свое содержание и превращающийся в сплошной перформанс Сашико Абе под названием «Ножницы и бумага». Сломать закрытое пространство, превратив обычный сарай в бесконечную структуру, в своем проекте «Купель» предложил Алеф Вайсман. А объект французского профессора высшей школы садовых искусств Жан-Люка Бриссона «Cloudfood» позволит посетителям фестиваля понаблюдать за тем, как искусство выстраивает связи между социумом, землей и метеорологией. Проект дает новый продукт, влияние которого может захватить разум, чувства и даже желудок.
Фестиваль Архстояние 2014. Перформанс Сашико Абе «Ножницы и бумага»
Наконец, самый монументальный объект фестиваля – Ленивый Зиккурат, созданный усилиями бюро «Поле-Дизайн» укореняется в парке Никола-Ленивца благодаря традиционным технологиям работы с деревом. Выполненный из зараженных короедом деревьев объект становится спасительным посланием гибнущим лесам, попутно воскрешая забытые древнерусские строительные технологии.
Фестиваль Архстояние 2014. Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, «Ленивый зиккурат». Проект
Фестиваль Архстояние 2014. Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, «Ленивый зиккурат». Проект
– То есть после фестиваля этого лета на площадке Никола-Ленивца останется только один объект?
– Да, останется один большой парковый объект «Ленивый зиккурат» 18-метровой высоты. Также я предполагаю, что проект Cloudfood после скромной презентации на фестивале обзаведется постоянными хозяевами и уж точно повлияет на состав Никола-Ленивецкой кухни. Уже сейчас за право готовить по созданным технологиям спорят две местные семьи. Возможно, со временем Никола-Ленивец породит новый образ деревенской кухни. Кроме того, на фестивале по-новому зазвучат объекты, созданные для запланированного месяцем ранее Архстояния детского.
– Расскажите, как проходил отбор объектов, которые будут представлены в рамках фестиваля? Какими критериями вы руководствовались при их выборе?
– Важный критерий, влияющий на выбор идей – это возможность проекта быть ассимилированным местным контекстом. Пространственный критерий был важен при выборе высотного объекта «Ленивый Зиккурат», который завершает историю доминантных точек парка.
– Существует ли какой-то объединяющий мотив для всех проектов?
– Рассуждая об архитектуре как о пространственном искусстве, мы часто забываем о таком важном аспекте, как время. А между тем, время несет свою программу – зарождения и разрушения, жизни и смерти. Рем Колхаас исследовал аспект временности в рамках Венецианской Биеннале, заставив весь мир показать, что спустя сто лет архитектура модернизма стала совсем не той, какой она задумывалась. Альфред Шпеер учитывал время в своей архитектуре, предполагая, как спустя годы будут разрушаться его постройки, превращаясь в величественные руины. Качество временности исследуется во всех проектах Архстояния-2014, даже в монументальной башне «Ленивый Зиккурат», заставляющей задуматься о традиционных русских технологиях, в рамках которых создавалась вся отечественная архитектура всего за один летний сезон.
– Что за традиционные технологии?
– Этот объект отличается от уже существующих в парке тем, что в нем вообще не используются фабричные материалы, он собран «без единого гвоздя» – точно так, как в далеком прошлом возводились в России жилые дома и храмы. «Зиккурат» всеми своими корнями уходит в историю, поэтому он так близок Никола-Ленивцу. Кроме того, этот объект становится своего рода манифестом, призванным привлечь внимание к несовершенству наших законов в области лесного хозяйства. Знаете ли вы, что тысячи гектаров калужских лесов умирают от короеда, а лесничества не могут помочь в деле спасения леса?
Здесь я хотел бы процитировать одного из авторов бельведера Владимира Кузьмина: «Ленивый Зиккурат» – это наша попытка сделать не деревянную «неархитектуру», но «вырастить» объем из клетей-«кубиков», без затей и смыслов, поднимая их один на другой, следуя только правилам рубки, сборки и, совсем немного – здравому смыслу. Главное для нас – следование тому, почти забытому, радостному азарту всех строителей башен: «Достать! До! Неба!»
Фестиваль Архстояние 2013. Фотография Алексея Народницкого
– Какая событийная программа предполагается в дни фестиваля?
– Центральным и объединяющим действием будет театрализованный перформанс группы «Квантовый скачок». Путь между объектами превратится в научно-популярное шоу, где формат круглого стола – это Сократовская прогулка, неожиданно интерпретированная с помощью анимации группой «Квантовый скачок». «Научные» прогулки будут проходить днем, а в вечернее время зрителей ждет сценическая музыка и саунд-инсталляция внутри нового бельведера.
– Помимо собственно фестиваля в Никола-Ленивце постоянно проводятся другие, самые разные мероприятия. Что ждет посетителей этим летом?
Юлия Бычкова: – Мы работаем над тем, чтобы площадка была интересна нашим посетителям и резидентам круглый год, поэтому на весь сезон была создана достаточно плотная программа: «Архстояние Детское» расскажет как можно интересно и созидательно отдыхать всей семьей на природе, фестиваль «Ночь Новых медиа» представит работы молодых российских и зарубежных медиа-художников, детский лагерь за один только летний период примет около полумиллиона детей, которые смогут познакомиться с азами различных профессий. Сегодня в Никола-Ленивце действует очень большое количество самых разнообразных образовательных программ и проектов.
Ротонда Александра Бродского. Фестиваль Архстояние 2009. Фотография Анны Ставенской
– В Никола-Ленивце в самом деле очень активно развивается образовательная деятельность. Например, работают ландшафтные мастерские. Кем и для кого они были созданы? Чему учат?
– Мы создали программу «Архстояние Лаборатория», в рамках которой реализуются многочисленные образовательные проекты, среди которых ландшафтные мастерские, кураторская резиденция, резиденции перформанса и др. Все они выросли из профессиональной деятельности фестиваля Архстояние. Программа «Ландшафтные мастерские», начавшая свою работу в 2012 г на территории Никола-Ленивца, базируется на тех же принципах, которые использовались в никола-ленивецком ландшафтном парке «Версаль». Эти принципы и подходы были выработаны совместно с преподавателями Высшей Версальской школы (Франция). Здесь важно понимание ландшафта в трех уровнях. Первый уровень с условным названием «Засада» позволяет участникам научиться наблюдать за ландшафтом как за сложной, изменяющейся картиной с целью определения наиболее точного места для строительства своего объекта. Собственно строительство – это уже второй уровень, названный «Живые границы» , который дает возможность осознать, что существуют не только видимые, но еще и границы микроландшафтов. Через реализацию небольших объектов участники смогут зафиксировать найденные «реперные» точки. Последний, третий уровень – «Крупная территория». Здесь мы рассказываем участникам, по каким принципам строится устойчивое развитие ландшафта на примере территории Никола-Ленивца. В программе примут участие представители ландшафтных, экологических школ России и национальных парков.
Подсолнух: Никола-Ленивец. Ферма. фотография Анны Ставенской
– В этом году пройдет уже девятый по счету фестиваль. Как он изменился с момента его появления?
Антон Кочуркин: – Архстояние в этом году – это прежде всего яркое завершение истории высотных бельведеров в ландшафтном парке «Версаль», пространство которого наполнится новыми маршрутами и смыслами.
Юлия Бычкова: – На девятый год существования фестиваля становится очевидным, что нам удалось создать проект, который больше, чем мы сами, который превратился в настоящую институцию, школу, куда стремятся попасть многие творческие люди, и не только из России. Это позволяет нам уверенно говорить, что мы на правильном пути. Мы научились работать с государственными программами, грантами, фондами и достаточно быстро приближаемся к формату самоокупаемого проекта, хотя сказать достоверно, когда этот момент наступит, пока сложно.
|