Дом Шахова в 1996 году. Фотография из книги У. Брумфильда
Бригада реставраторов из вологодского архитектурно-этнографического музея Семёнкова и волонтеры градозащитного движения «Настоящая Вологда» разбирали завалы, оставшиеся после пожаров и обрушения стены дома.
Широкую известность этому памятнику принесла не столько публикация в книге исследователя русской архитектуры Вильяма Брунфельда, сколько акция «Настоящей Вологды» в конце прошлого года. Активисты объявили сбор средств в сети. Краудфандинговый проект дал результат: необходимые для начала противоаварийных работ 210 тысяч рублей были собраны, объект включен в план 2014 года. Будет возведена новая временная кровля, появятся вертикальные опоры, укрепляющие стены.
Дом Шахова в 2014 году. Фотография Надежды Щема
Дом купца Шахова построен в 1892 году, достраивался в 1905. Признан уникальным даже для Вологды, где еще сохранились многочисленные памятники гражданской деревянной архитектуры. Необычная композиция фасада с выдающейся центральной частью и богатый резной декор выделяли его из общего ряда. В начале двухтысячных дом несколько раз горел, при этом была уничтожена кровля, сильно пострадал верхний этаж. Главный хранитель дома – его единственный, на сегодняшний день, житель, фотограф Леонид Стариков. Больше 10 лет он обращается с просьбами в различные инстанции о реставрации и противоаварийном ремонте дома, сам делает все, насколько для него возможно, для сохранения памятника. Сейчас дом Шахова находится, к сожалению, чуть в стороне от туристических троп, на другой стороне улицы от квартала с «резными палисадами», при этом по соседству уже ведется новое строительство.
Благодаря краудфандингу, интерес к судьбе памятника проявили люди в разных городах страны, а на майские праздники в Вологде побывали группы из Москвы и Нижнего Новгорода. Могут ли сетевые знакомства «Дней архитектуры» Вологды и Нижнего Новгорода, «Москвы, которой нет» помочь спасти дом Шахова? Однозначного ответа нет. Вологодский опыт краудфандинга – первый или один из немногих в стране. Помимо сбора денег, он позволяет определить и целевую аудиторию – круг людей, для которых сберечь памятник – не просто благое пожелание. И хотя не всегда возможно экономическое решение проблемы (из-за разных форм собственности), вологодский пример дает общую надежду на конструктивное взаимодействие по сохранению памятников.
|