В издательстве Strelka Press вышла знаменитая книга британского архитектора Кэролин Стил «Голодный город» о «пищевой цепочке», определяющей жизнь современных городов.
Если вы – не бездушный формалист, но архитектор, способный удивляться и удивлять, эта книга (отрывок из нее можно прочесть здесь) должна появиться на вашем столе – как чашка хорошего кофе. Начинать день с размышлений о еде – правильно. А с Кэролин Стил еще и полезно: эта дама легко переносится из древнейших городов Месопотамии на ярмарку в провинциальную Англию, где пока еще выращивают 200 сортов яблок, и, обсуждая вкус и аромат лучших из них, она совершает увлекательный марш-бросок в 400 страниц к революционному манифесту о переустройстве мира. В хорошем темпе, бодро и убедительно. Тонизирующее чтение!
Бруно Таут изрек: «Архитектор думает, домохозяйка направляет». Но «Голодный город» – не книга путешествий, рецептов вдохновения или кулинарной экзотики. Автор – архитектор и рассказывает о том, как еда определяет нашу жизнь, как эта взаимосвязь формирует города и жилища, что происходит, если проектировщики не принимают во внимание «пищевую цепочку». Главы посвящены разным аспектам и масштабам взаимовлияния: от дизайна кухонь, градостроительной политики, испытывающей давление монополии супермаркетов, проблемы отходов – до перспектив устойчивого развития.
«Голодный город» – тот, что хотя бы частично не способен сам себя прокормить, и это не выдумка Стил. Вини Маас и партнеры из известного голландского бюро MVRDV еще в начале двухтысячных придумали «Свинной город» – с небоскребами для животных, полагая, что высотное сельское хозяйство решит и проблему снабжения горожан мясом, и земельный вопрос. Это не шутка, а серьезный исследовательский проект. Точно такой же, как решения руководства Барселоны и Правительства Каталонии о развитии муниципальных рынков (больше сорока в городе) и поддержке местных фермеров.
Кэролин Стил уверена, что «еда как способ анализа образа жизни» позволяет увязать в общую схему урбанизацию, голод, геополитику, истощение ископаемых ресурсов, глобальное потепление. На основе этого модуля нужно искать междисциплинарные решения. Разве планировщику, архитектору не важно об этом знать? Знать и осознавать степень личного участия в решении общих проблем? Или хотя бы одной – сокращения пути от производителя до потребителя продуктов.
Уверенность Стил в «пищевом модуле» обоснована: о стирании различий между городом и деревней говорил Маркс и все утописты. Платон распределял труд граждан на равные части – в городе и в поле. В 1935 году в «Лучезарном городе» предусматривались коллективные «лучезарные фермы», расположенные между полосами городской застройки. Как известно, популярной стала другая концепция Корбюзье, однако, идея все же зафиксирована в истории проекта. А вот Райт, поскольку думал о горизонтальной Юсонии, в книге «Исчезающий город» написал: «Из всех движущих сил, работающих на освобождение горожанина, самой важной следует считать постепенное пробуждение первобытных инстинктов земледельца».
Проекты «идеальных городов» всегда умозрительны. Не исключение и экологический Дунтань близ Шанхая, проект которого ведет бюро Arup. Продумано все, кроме независимости от продуктовых корпораций… Так вот, в отличие от «идеальных проектов», «пищевой подход» основан на том, что еда – реальная биологическая потребность. Очень давняя, возникла еще до появления социологии и маркетинговых исследований, и даже – злаковых в рационе питания человека. Стил считает, что «мы никогда не осознавали подлинного потенциала еды, потому что он слишком велик, чтобы его заметить.» Важно осознавать – Стил тормошит читателя примерами пастбищ на месте лесов вокруг древних селений, вспоминает голодные бунты и их последствия, показывает, как торговый центр убивает общественные пространства, и почему коттеджный поселок мумифицирован до потери пульса. Меньше всего в книге Стил беллетристики, все тезисы приводят к ясным выводам. Если еда воздействует на нашу жизнь и пространство, то как? Через системы контроля. Какие? Вот об этом, пожалуйста, узнайте сами в «Голодном городе».
То самое революционное переустройство мира должно начаться в наших головах. Ведь «еда – это особая форма диалога». Тут возникает масса тем! Мы можем позволить себе говорить на кухне об идентичности, семейных ценностях и феминизме. Мы можем поехать в Вену, чтобы убедиться, насколько прекрасной может быть утилизация отходов, если мусоросжигательный завод нарисован Хундертвассером. Быть может, нам стоит убедить заказчика отказаться от планов строительства очередного торгового центра, рассказав, как по-разному к этому вопросу подходят в центре Лондона и Парижа? Что вторжение крупных сетей в сектор внутриквартальных магазинов убивает мелкий бизнес? Да, мы сможем нарисовать и декорировать все его задумки, но, все-таки… А еще, после массового собрания на свежем воздухе, мы можем пойти в ресторан, радуясь тому, что завещанные утопистами совместный труд и общие трапезы, действительно, сближают!
С любезного разрешения Strelka Press публикуем отрывок из первой главы книги Кэролин Стил «Голодный город» (М.: Strelka Press, 2014) о уникальном для истории разрыве между производством еды и ее потреблением современными горожанами.