Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.04.2014

Блоги: 29 марта – 4 апреля

Алёна Кузнецова

Мытарства профессора Вучика в омских маршрутках, эко-небоскреб и градостроительные шуточки – в новом обзоре блогов.

Максим Кац подготовил подробный отчет о пребывании Вукана Вучика в Омске. Транспортная система города привела профессора в недоумение, а по мнению многих комментаторов – вызвала фрустрацию. Так, например, профессор высказался о маршрутках: «тут темно и неприятно, плохо пахнет, тесно, в случае аварии все полетят вперед и будет не пойми что, как люди пользуются таким транспортом?»
На лекцию Вучика, посвященную улучшению транспортной ситуации в городе, пришли около 350 человек. Совместно с ним агентство «Городские Проекты» подготовило концепцию строительства легкорельсовой системы, а оплатил все мероприятия сенатор от Омской области Андрей Голушко. Властям города предлагается использовать подземные строения, которые остались от незавершенного метро, пустить через них трамвай и вывести его наружу, соединив с имеющимися линиями, которые нужно модернизировать. В результате появится система, станции которой окажутся в зоне пешей доступности у большинства горожан, и ее реализация потребует намного меньше денег и времени, чем строительство метро. Проект был представлен губернатору города и общественности, а комментаторы из Хабаровска, Челябинска, Тулы, Ростова-на-Дону и многих других городов отметили схожие с Омском проблемы в своих городах. Также Максим Кац опубликовал отчет о лекции Вучика в Москве. К слову, недавно  дизайнеры студии nOne по собственной инициативе разработали удобную карту движения московских трамваев.

В Петербурге готовятся митинговать в защиту Никольского рынка, реконструкция которого уже началась. Если не остановить застройщика, во внутреннем дворе памятника появятся новые корпуса на этаж выше исторических. Также на повестке дня – другие «горячие адреса»: активисты требуют восстановить прежний облик дома в Дегтярном переулке, 26, отменить снос исторического здания на улице Мира, 36, и не допускать принятия важных для города проектов без обсуждения на Совете по культурному наследию (в частности, проекта приспособления Конюшенного ведомства и Павловских казарм под апарт-отель). «Живой Город»  призывает всех неравнодушных быть на Марсовом поле 6 апреля. 

Восстановление Спаса на Сенной площади блогер kleoman называет «крупнейшим архитектурным проектом ближайших лет по преобразованию городской среды». Автор опубликовал архивные фотографии храма и нынешнего состояние площади, проектные предложения, а также видеозапись с беседой о восстановлении храма с юристом прихода Спаса на Сенной Анастасией Жуковой, заместителем председателя Петербургского отделения ВООПИиК Александром Кононовым и автором проекта восстановления храма Рафаэлем Даяновым. 

Авторы некогда скандального проекта «Лахта-центр» выступили с позитивной инициативой: чтобы осветить внутренний двор, здесь будут преобразовывать кинетическую энергию шагов посетителей и сотрудников в электрическую. Помимо этого, на территории центра запретят курить и внедрят раздельный сбор мусора. О технологии Pavegen Systems, с помощью которой некоторые улицы и даже школы частично пользуются бесплатной энергией, написал блог «В гармонии с планетой Земля».

О QR-помешательстве пишет пользователь Usolt, которого беспокоит появление рядом с мемориальными досками неуместных, по его мнению, табличек с «квадратиками». Блогер провел опрос, по результатам которого выяснилось, что больше половины людей вообще не пользуется QR-кодами, однако подобные таблички плодятся по городам и весям.

О важности сохранения исторической планировки города написали блогеры из Орла и Тамбова. Марина Климкова рассказывает, что Тамбов во многом сохранил планировочную структуру и постройки времени губернаторства там поэта Гавриила Державина. Сейчас структура кварталов и красные линии улиц разрушаются, в центр прорвалась точечная застройка. Автор удивляется: при том, что имя Державина используется в Тамбове повсеместно, сам державинский город исчезает на глазах. Блог «Старый Орел» предлагает своим читателям подробнее ознакомиться с регулярным планом застройки Орла 1779 года, по которому до сих пор живет город. Автор считает, что решение современных городских проблем стоит искать с помощью истории: «улицы до отказа забиты машинами, так как были задуманы за сто с лишним лет до изобретения первого автомобиля, а улицы исторического центра Орла при проектировке были рассчитаны на строительство зданий не более трех этажей и, соответственно, на заметно меньшее количество жителей».

В Facebook всерьез обсуждают самарскую первоапрельскую шутку об уникальном проекте РождественоCity, который якобы включает в себя комплексную застройку территории на берегу Волги: мост и огромные жилой и деловой районы с небоскребами до 100 этажей. Проект вызвал как симпатии, так и негодование. Елена Чернова особо отметила пункт про «специализированные участки для переноса памятников архитектуры с территории города с последующей реставрацией» и назвала эксиз «монструозным». Александр Антонов, напротив, нашел много плюсов: квартальная застройка в окружении природы, ориентация на общественный транспорт, сочетание жилой и коммерческой зон. Один из авторов проекта, Владимир Сверкалов, подробно объяснил, как и зачем была проделана такая работа.