Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.03.2014

Блоги: 22-28 марта

Алёна Кузнецова

Как Вукан Вучик поможет Омску, откуда берется городская пыль и достаточно ли света в наших квартирах – такие вопросы обсуждались в блогах на этой неделе.

Альтернатива демонтажу Шуховской башни

Внимание к башне на Шаболовке не ослабевает. Фонд «Шуховская башня» разместил в Интернете видеозапись доклада начальника отдела конструкций связи ЦНИИПСК Галины Шеляпиной о самом экономичном и безопасном варианте реставрации. Специалист рассказала, что башня на Шаболовке состоит из 6 секций, в каждой из которых – 48 пересекающихся стержней. Можно спокойно раскрывать стыки и высвобождать по 3 стержня из 48, проводить их обследование и реставрацию, а затем переходить к следующему узлу. Такой вариант значительно дешевле демонтажа и переноса, все работы могут занять полтора-два года. Тем временем, на страницах социальных сетей активисты публикуют ответы чиновников на письма и петиции в защиту Шуховской башни.

Вукан Вучик в России

В Омск приехал знаменитый профессор Вукан Вучик. 29 марта совместно с агентством «Городские проекты» он проведет встречу с губернатором области на тему модернизации системы рельсового транспорта. Метро строится в городе уже 30 лет, но, как сказал Вучик в интервью омским журналистам, никогда не поздно остановить движение в неправильном направлении. По его мнению, нет смысла реализовывать такой дорогостоящий проект в не слишком большом городе – получится построить всего одну ветку на 8-10 км, в то время как более дешевая легкая рельсовая система, охватывающая весь город, сможет решить большинство его транспортных проблем. Воспользовавшись тем, что профессор едет в Омск через Москву, агентство «Городские проекты» собрало деньги на лекцию Вучика в столице.

Проблемы городов

Дмитрий Сергеев в своем блоге полемизирует с Григорием Ревзиным о влиянии норм инсоляции на отечественную застройку. По его мнению, уютное городское жилье в Европе получается вовсе не из-за отсутствия подобных норм, а потому что оно принципиально иное по структуре, нежели в России. Принятая у нас из-за отсутствия конкуренции 9-17-этажная типовая застройка нацелена на получение максимального количества метров на продажу, а не на комфорт и освещенность. А сверху пущена легенда, что именно нормы инсоляции мешают в России появлению хорошего жилья, при том, что нормы эти сейчас перестали соблюдаться, причем демонстративно.

Антон Буслов затронул еще один мало обсуждаемый вопрос – проблему городской пыли. Пыль – это не только продукт выхлопных газов: в основном, это частицы почвы, которые могут содержать много вредных вещества. Она вызывает головные боли, частые простуды, аллергию, расстройство желудка, ослабляет иммунитет. Блогер предлагает перенять опыт Запада: «упаковывать» городскую зелень в ящики, использовать машины-пылесосы, устанавливать парковочные столбики и бордюры для защиты газонов, отказаться от уборки листвы и  высаживать траву на пустырях.

Александр Шумский пишет, что реконструкция Ярославского шоссе закончилась провалом: «Теперь мы имеем пробку длинной 5 км и стоимостью 10 млрд рублей». Он провел опрос, согласно которому больше половины водителей считают, что скорость движения стала ниже или вообще не изменилась. В обсуждении читатели возмущаются также по поводу реконструкции Рязанского и Щелковского шоссе и приходят к выводу, что в большинстве случаев заторы возникают из-за «бутылочного горлышка», в которое рано или поздно упирается любая расширенная дорога.  

Возмущены и водители Петербурга – об этом рассказывает Сергей Орешкин, наблюдавший транспортные проблемы нового терминала аэропорта Пулково.  Въезд для встречи пассажиров забит припаркованными машинами, с которыми не успевают справляться эвакуаторы. О том, что все сложится подобным образом, предупреждал градостроительный совет, утверждает Орешкин. Также, по мнению архитектора, в реальности аэропорт сильно отличается от рендеров проекта.

О высоком

Александр Раппапорт выложил в своем блоге беседу с Михаилом и Анатолием Беловыми о бумажной архитектуре, записанную для журнала «Проект Россия». Несмотря на любовь к бумажной архитектуре, Раппапорт считает ее инфантильной игрой, которой нет смысла посвящать жизнь: за ней должно стоять что-то более фундаментальное и миросозерцательное. По его мнению, сегодня бумажная архитектура – это подсознательное бегство с тонущего корабля архитектуры, симптом вырождения архитектуры как искусства и профессии.

Архитектор-градостроитель Илья Заливухин опубликовал видеорассказ о концепции стратегического мастер-плана Москвы, подготовленного бюро «Яузапроект» для  выставки «Москва: сценарии развития» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.  В основе проекта – представление о городе как полицентрической системе самостоятельных районов.

В свете последних событий сообщество «Архитектурное наследие» опубликовало фотоподборку архитектурных памятников, свидетельствующую о близости и взаимных пересечениях российской и украинской истории и культуры.