Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.03.2014

Новое измерение Тургеневской площади

Алла Павликова
Объект:
Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Зураб Басария
Михаил Канунников
Всеволод Медведев
Олег Мединский
Мастерская:
Четвертое измерение
Авторский коллектив:
Руководитель: В. Н. Медведев
Научный руководитель: Ю .П. Волчок
ГАП: О. В. Мединский
Архитекторы: З. Т. Басария, М. Н. Канунников

Мастерская «Четвертое измерение» разработала концепцию реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот, которая, как надеются ее авторы, даст импульс для проведения архитектурного конкурса.

Схема градостроительного решения Тургеневской площади и площади Мясницких ворот. Руководитель – В. Н. Медведев, научный руководитель – Ю. П. Волчок, ГАП – О. В. Мединский, архитекторы – З. Т. Басария, М. Н. Канунников. Предпроектное предложение
Схема градостроительного решения Тургеневской площади и площади Мясницких ворот. Руководитель – В. Н. Медведев, научный руководитель – Ю. П. Волчок, ГАП – О. В. Мединский, архитекторы – З. Т. Басария, М. Н. Канунников. Предпроектное предложение
© Четвертое измерение
В последнее время в Москве возник новый «тренд»: архитекторы по личной инициативе разрабатывают проектные предложения по преобразованию и развитию значимых городских пространств. Надо сказать, что городские власти подобные проявления гражданской активности охотно поддерживают, что иногда даже приводит к конкретным результатам. Пожалуй, самый показательный пример такого рода – концепция преобразования Триумфальной площади, разработанная командой молодых архитекторов из бюро «Мегабудка». Их проект вызвал широкий общественный резонанс, привлек внимание к судьбе площади и, наконец, подтолкнул московские власти к проведению открытого архитектурного конкурса. Благодаря этому на сегодняшний день, помимо проекта-победителя, определенного по итогам конкурса, собрана серьезная база предложений и идей, которые, безусловно, будут полезны на этапе реализации замысла лауреатов конкурса. А в том, что реконструкция состоится в ближайшее время, уже мало кто сомневается.
Общий вид площади. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Общий вид площади. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение

Вдохновленные этим примером, архитекторы мастерской «Четвертое измерение» – также по своей инициативе – решили подготовить проект реконструкции еще одного важного городского пространства – Тургеневской площади и площади Мясницких ворот, разделенных плотным потоком машин и практически утративших функцию общественного места. А ведь на самом деле эта территория вполне может претендовать на статус нового культурного и интеллектуального центра, учитывая высокую концентрацию там объектов культуры и истории. Здесь располагаются и Академия живописи, ваяния и зодчества, и Тургеневская библиотека, и театр Et Cetera, и бывший выставочный зал ВХУТЕМАС, который при правильном подходе к реконструкции мог бы снова открыться для публики.
Тургеневская площадь и площадь Мясницкие ворота. Существующее положение
Тургеневская площадь и площадь Мясницкие ворота. Существующее положение
Фотоматериалы предоставлены АБ «Четвертое измерение»

Офис мастерской «Четвертое измерение» находится в Бобровом переулке, в одном дворе с развалинами этого выставочного зала. Каждый день, по пути на работу и с работы, архитекторы мастерской наблюдали, как площадь переставала быть площадью: все свободные участки загромождались уродливыми ларьками, киосками и огромным количеством стихийно припаркованных автомобилей. Позднее перед зданием банка ВТБ 24 был построен подземный паркинг, но это ничуть не уменьшило количества машин на уровне улицы: более того, там появилось множество дополнительных технических сооружений, портящих вид площади.

С приходом новой городской власти было принято решение о вводе платных парковок, что слегка разгрузило территорию. Также были снесены временные метростроевские сооружения, примыкающие к театру Et Cetera со стороны Мясницкой улицы. Однако результат сноса оказался скорее негативным, поскольку обнажилась никак не оформленная стена театра, а пустующую перед ней площадку занял газон за высоким забором, ставший излюбленным местом для выгула собак и «отдыха» лиц без определенного места жительства.
Выставочный зал московского училища живописи, ваяния и зодчества
Выставочный зал московского училища живописи, ваяния и зодчества
Архивные материалы предоставлены АБ «Четвертое измерение»

Но самым плачевным зрелищем было постепенное разрушение выставочного зала, построенного в начале XX века по проекту архитектора И.О. Курдюкова во дворе Академии живописи, ваяния и зодчества. Особая ценность этой постройки в том, что остекленное покрытие ее многосветного зала создавалось по чертежам Владимира Шухова. Однако в начале 1990-х гг. было принято решение демонтировать здание, в результате чего исчезли конструкции кровли и часть стен. Тогда только протесты жителей и активистов спасли памятник от полного уничтожения. В течение нескольких лет его руины оставались нетронутыми под строительными лесами. Но недавно по инициативе собственника был разработан проект нового зала, согласно которому остов галереи планируется окончательно снести, уничтожив даже фундамент. Взамен владелец объекта намерен построить дом в стиле ампир, не имеющий ничего общего с уничтожаемым зданием, к тому же, выполненный с нарушением действующих строительных норм и правил.

В связи с этими событиями активисты снова вышли с пикетами на защиту выставочного зала, а архитекторы «Четвертого измерения» поняли, что дальше ждать просто некуда – и нечего. Так появилось альтернативное предложение – концепция восстановления выставочного зала, а вместе ней – проект реконструкции площадей Тургеневская и Мясницкие ворота. Сразу было очевидно, что необходима комплексная реорганизация территории ради создания нового многофункционального общественного пространства, способного связать воедино все расположенные вокруг учреждения искусства и образования.

Один из авторов проекта, Всеволод Медведев рассказал, что основная проблема рассматриваемой территории связана с разрывом Бульварного кольца. Между Сретенским и Чистопрудным бульварами образовался остров, недоступный для пешеходов из-за постоянного плотного движения автомобилей. Чтобы продолжить движение по бульвару, пешеход вынужден идти в обход, долго и мучительно преодолевая бесконечные подземные и наземные переходы.
Функциональное зонирование. Существующее положение. АБ «Четвертое измерение»
Функциональное зонирование. Существующее положение. АБ «Четвертое измерение»
Транспортная схема. Существующее положение. АБ «Четвертое измерение»
Транспортная схема. Существующее положение. АБ «Четвертое измерение»

Чтобы устранить этот разрыв, авторы предлагают возвести пешеходный мост с большим количеством зелени – как естественное продолжение бульвара. При этом схема транспортного движения под мостом останется неизменной, а на пустующем «острове» можно организовать небольшую парковку. В «ногах» нового бульвара-моста предлагается разместить все необходимые инфраструктурные объекты и одновременно ликвидировать торговые павильоны и ларьки всех мастей, окружившие входы в метро. Также на месте пересечения двух бульваров можно было бы устроить филиал современной Тургеневской библиотеки с зимним садом и читальным залом: ведь именно в этом месте прежде располагалось ее старое здание.
Схема функционального зонирования. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»
Схема функционального зонирования. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»
Схема организации пешеходного движения. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»
Схема организации пешеходного движения. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»
Транспортная схема. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»
Транспортная схема. Предпроектное предложение. АБ «Четвертое измерение»

Помимо того, что мост позволит связать два бульвара, он также – посредством красиво закрученного пандуса – обеспечит доступ к новой многофункциональной площади перед театром Et Ceterа. Оттуда будут удалены все заборы, а вместо них появятся фонтаны, эстрада с танцплощадкой, большой интерактивный экран, множество удобной городской мебели и, конечно, зелени.
Вид с моста на новую площадь перед театром. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Вид с моста на новую площадь перед театром. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение

По мысли авторов, такая площадь может использоваться в качестве авансцены театра или дополнительной выставочной площадки и рекреации для студентов Академии. Для новой площади придуман и зимний сценарий использования с катком и новогодней елкой. Что касается оголенной стены театра, то ее предлагается вписать в ландшафт с помощью вертикального озеленения. Такое насыщенное общественное пространство, ранее не использовавшееся ни одним из расположенных здесь учреждений, позволит развернуть объекты культуры лицом к городу.
Новая площадь и решение фасада театра. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Новая площадь и решение фасада театра. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Площадь перед театром. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Площадь перед театром. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Зимнее использование площади. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Зимнее использование площади. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение

Трансформации коснутся и площадки перед банком ВТБ 24. Здесь территорию паркинга перекроют озелененной пространственной конструкцией, благодаря чему город получит дополнительные богатые зеленью «рекреации».

Важным этапом проекта должна стать реконструкция бывшего выставочного здания ВХУТЕМАС с точным воссозданием конструкций кровли по чертежам Шухова и консервацией сохранившейся части фасадов. Руины следует поместить в стеклянный короб, сквозь который снаружи будут видны уникальные конструкции кровли. Внутри центрального  объема расположатся собственно выставочный зал и два галерейных этажа, позволяющих сверху осмотреть эффектное многосветное пространство под огромным стеклянным куполом. Вход в здание предлагается организовать через существующую арку в корпусе академии со стороны Тургеневской площади.
Выставочный зал нового культурного центра Академии. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Выставочный зал нового культурного центра Академии. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Новый культурный центр Академии. Ночной вид. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Новый культурный центр Академии. Ночной вид. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Фойе выставочного зала. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Фойе выставочного зала. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Галерея выставочного зала. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Галерея выставочного зала. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение
Ночной вид нового культурного центра Академии. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
Ночной вид нового культурного центра Академии. Концепция реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот
© Четвертое измерение

Также проект преобразования площади должен коснуться и здания почтамта, которое в настоящее время практически не используется из-за своего аварийного состояния. Огромный стеклянный фонарь, перекрывающий здание, разбит, существенно повреждены фасады. Средств, выделенных на ремонт почтамта, хватило лишь на очень поверхностную реконструкцию и окраску стен. Авторы проекта настаивают, что это здание должно рассматриваться как часть площади – его необходимо бережно отреставрировать и связать с новым общественным пространством.

Как поясняет Всеволод Медведев, этот проект имеет пред собой единственную цель – привлечь внимание властей и жителей города к территории между Страстным и Чистопрудным бульварами, в идеале дав толчок для проведения конкурса. «Если конкурс все-таки состоится, – комментирует Медведев, – то, конечно, мы будем в нем участвовать. Оценить свои шансы на победу в конкурсе, наверное, невозможно. Но наш проект вполне жизнеспособен, даже с учетом такой трудоемкой задачи, как возведение моста. Главными соперниками для нас, как мне кажется, могут стать крупные западные бюро и молодые российские архитекторы 25–35 лет, которые очень хорошо подкованы в профессиональном смысле и ориентированы на мгновенную генерацию креативных решений».

Жители района инициативу архитекторов уже поддержали, вслед за этим концепция была одобрена и в Москомархитектуре. Таким образом, появилась надежда, что успех Триумфальной площади можно повторить и на Тургеневской. Если это произойдет, то можно будет говорить о новой городской практике: о возможности архитектора проявлять свою гражданскую позицию, используя лишь свои профессиональные и потому только ему доступные средства – создавая грамотный архитектурный проект, который «говорит» много больше любых слов.