19 марта Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга с оговорками принял проект приспособления исторического здания Мариинского театра и одобрил концепцию развития внутренней территории Большого Гостиного двора.
Проект приспособления здания Мариинского театра на Театральной площади, 1
Французский архитектор Ксавье Фабр представил членам Совета ряд дополнений к проекту, разработанному им в 2006 году. Изменения касались архитектурно-художественного решения фасада, выходящего на Крюков канал, а также вопросов приспособления здания к современным нуждам.
Ксавье Фабр и члены Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Фото: Алёна Кузнецова.
Западный фасад театра хранит следы нескольких строительных этапов: в конце XIX в. его реконструировал Виктор Шретер, а в 60-х годах прошлого века здесь появилась пристройка, которая закрыла часть исторических стен. Со временем были утрачены вертикальные членения, часть декора и оригинальные оконные проемы, что упростило фасад и лишило его ритма. Ксавье Фабр предлагает воссоздать первоначальный вид фасада Шретера, в том числе и на советской пристройке. Так он не только будет сочетаться с остальными частями театра, но и сможет соответствовать своей новой градостроительной роли: поскольку фасад обращен к Крюкову каналу и второй сцене театра, он заслуживает более торжественного и аккуратного вида.
Надстройки крыльев здания – третьи этажи, которые появились после реконструкции Шретера, – сохраняются. Сейчас в них располагаются декорационные мастерские и оперные классы. Будет воссоздана терраса, что позволит показать окна, скрытые нынешней кровлей. Световой фонарь, изначально изящный, а в советские годы получивший почти индустриальный вид, будет изменен с понижением конька крыши. Новые инженерные конструкции позволят поднимать декорации большего веса на необходимую высоту над порталом сцены, а разгружать их станет намного проще благодаря установке подъемно-опускной платформы в одном из дворов театра. Лифты для маломобильных зрителей будут установлены в существующих проемах, где придется немного стесать стены. Кроме того, в пространстве под партером будет смонтирована новая вентиляция.
Ксавье Фабр указал на ряд проблем, с которыми ему пришлось столкнуться в ходе работы над проектом. Прежде всего, это необходимость организовать переход из старого театра в новый. Нынешний мост над Крюковым каналом упирается в простенок между окнами исторического здания, что ставит французского архитектора в тупик. Вторая проблема – нормы пожарной безопасности. Для того, чтобы успешно эвакуировать оркестрантов из подвальных помещений, требуется пробить дополнительный выход в стене парадного фасада, что архитектору кажется неуместным.
Проект реставрации и реконструкции Государственного академического Мариинского театра. Пересъемка: Алёна Кузнецова.
Проект реставрации и реконструкции Государственного академического Мариинского театра. Пересъемка: Алёна Кузнецова.
Директор предприятия «Каменное зодчество» Ирина Любарова, у которой уже есть опыт работы с московским Большим театром и БДТ им. Товстоногова, рассказала, что кирпичные стены фасадов Мариинского театра покрыты сетью трещин, в том числе сквозных. Причина их появления – взрывы во время войны, гремевшие рядом со зданием. Еще усугубить ситуацию может строительство запланированной рядом станции метро. При приспособлении старой Мариинки необходимо усилить несущие конструкции и кирпичную кладку, а также укрепить свыше трехсот сводов. Решение этих вопросов «Каменное зодчество» уже прорабатывает.
Александр Кононов, выступавший в качестве рецензента проекта, категорично заявил, что проект в нынешнем виде не может быть реализован из-за неприемлемого отношения к предметам охраны: фасадам, кровле, дворам и пр. Решение «натянуть шретеровский фасад на советскую пристройку» эксперт назвал «чудовищным миксом», которого никогда не существовало. Фасад должен быть строго реставрирован, советская постройка, которая является предметом охраны – оставлена в покое. Председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис прямо заявил, что театр «сползает» в Крюков канал, и нужно сначала спасти памятник, а потом «воплощать фантазии Гергиева и устраивать лифты». Мнение членов Совета в целом совпало с результатами историко-культурной экспертизы проекта.
В результате абсолютным большинством голосов было принято решение поддержать проект реконструкции при условии соблюдения ряда замечаний: не декорировать советскую пристройку под Шретера, сохранить внутренние дворы как предметы охраны, включить в состав работ построение математической модели на основе геотехнических исследований. Проблема перехода между театрами будет обсуждаться отдельно.
Мариинский театр до реконструкции 1885 года. Архитектор Альберто Кавос. Фото: www.mariinsky.ru
Историческое здание Мариинского театра сегодня. Фото: www.mariinsky.ru
Переход между старым и новым театром. Фото: minakovas.livejournal.com
Концепция развития и приспособления внутренней территории Большого Гостиного двора
Генеральный директор ОАО «Большой Гостиный двор» Елена Коршунова. Фото: Алёна Кузнецова
Генеральный директор ОАО «Большой Гостиный двор» Елена Коршунова рассказала Совету, какие изменения в ближайшем будущем произойдут со старейшим «универмагом» Санкт-Петербурга. Этот вопрос не выносился на официальное обсуждение, поэтому дискуссия носила консультативный характер, что вызвало одобрение членов Совета.
В рамках исполнения охранных обязательств акционеры уже отреставрировали большинство фасадов и кровель внешней трапеции универмага, а в 2005 заказали “Студии 44” проект приспособления внутренних пространств, который возвращал старинному торговому сооружению его уникальную историческую структуру. В настоящее время проект дорабатывается, также проводится историко-культурная экспертиза строений, результаты которой выявят предметы охраны и рамки дозволенных изменений.
Однако некоторые работы уже реализуются. Начать решили с литеры В (бывший склад), которая находится в самом плохом состоянии. На ней восстанавливают фасады, исторические козырьки и деревянные рамы, что согласовано с КГИОП и КГА. Эти работы завершат к середине 2015 года, после чего в здание въедет Международная академия музыки имени Елены Образцовой и школа искусств. Также на внутренней территории появятся концертный зал, духовно-просветительский центр, детский универсальный магазин, рестораны, выставочные пространства, музей истории купечества и многое другое. По результатам экспертизы будут представлены более подробные архитектурные проекты.
Внутренняя трапеция Гостиного двора образует закрытые улицу и площадь – это уникально для строений подобного типа. Борис Кириков рассказал, что владельцы лавок по-своему надстраивали здания, из-за чего внутри классицистического сооружения появилась некоторая бессистемность и хаотичность, и это пространство, несомненно, обладает самостоятельной историко-культурной ценностью. По мнению эксперта, город многое приобретет, когда откроются дворы универмага, в которых притаился своеобразный музей под открытым небом. Александр Марголис отметил, что Гостиный двор вкупе с Апраксиным и Конюшенным дворами могут принципиально поменять ситуацию в историческом центре города – это колоссальные площади, привлекательные для бизнеса и жителей, об их использовании следует серьезно задуматься уже сейчас.
Проект приспособления внутренних территорий Большого Гостиного двора. Пересъемка: Алёна Кузнецова.
Проект приспособления внутренних территорий Большого Гостиного двора. Пересъемка: Алёна Кузнецова.
Проект приспособления внутренних территорий Большого Гостиного двора. Пересъемка: Алёна Кузнецова.
Напомним, в ноябре прошлого года стало известно, что в ОАО «Большой Гостиный двор» появился новый акционер, который вынашивает амбициозные планы по реконструкции универмага по собственной концепции. Инвестиционная компания Fort Group предложила перекрыть дворы стеклянными кровлями, что увеличило бы площадь объекта почти в два раза. Однако это предложение вызвало протест со стороны остальных акционеров.
|