Что думают эксперты об итогах конкурса по Триумфальной площади, Ирина Антонова – о будущем «музейного городка» на Волхонке, а МГО ВООПИиК – о всероссийском съезде градозащитников – читайте в свежем обзоре прессы.
Концепция благоустройства Триумфальной площади фаворита жюри «ST rauma. Ландшафтная архитектура»
Главным событием уходящей недели стали итоги блиц-конкурса по развитию Триумфальной площади. Вопреки ожиданиям, в Москомархитектуры не объявили победителя, подчеркнув, что будут выбирать его из тройки финалистов вместе со столичным департаментом капремонта. Подробно о проектах этой тройки написал «Архи.ру», а «Афиша», в свою очередь, взяла комментарии у экспертов. Так, по мнению урбаниста Петра Кудрявцева, конкурс вообще стоило бы провести среди дизайнеров городских пространств и урбанистов, поскольку его основная задача – «придумать жизнь и минимальными средствами сделать ее комфортной»; московские архитекторы, замечает Кудрявцев, постарались решить задачу с помощью своего традиционного инструментария – расстановкой объемов и другими «яркими жестами». Не слишком довольны итогами и боровшиеся за конкурс «Городские проекты», поскольку ни один из финалистов, по их словам, не представил анализа существующих пешеходных потоков.
Портал urbanurban.ru для сравнения публикует большое исследование механизма работы зарубежных конкурсов, в которых для нас многое необычно – начиная с анализа общественного мнения и заканчивая интенсивной ротацией участников рынка, позволяющей пробиться новым именам. В столице, между тем, происходят все новые архитектурные конкурсы – в очереди, к примеру, реконструкция бассейна «Лужников»; об этом, а также других строящихся спортивных объектах Москвы в интервью РБК рассказал главный архитектор Сергей Кузнецов.
В свою очередь, в Московской области впервые задумались над градостроительным развитием входящих в ее состав исторических поселений, вроде Сергиева Посада, Истры и др. Методику разработки стратегии этого развития, как сообщает The Village, будут делать «Проект Меганом» совместно с КБ «Стрелка». До сих пор баланс между сохранением исторического наследия и развитием подмосковных городов находился, как известно, с большой натяжкой: «Новые Известия», например, пишут, как сейчас в Сергиевом Посаде разгорается очередной скандал со стройкой в охранных зонах Лавры.
Из-за многочисленных близлежащих памятников и их охранных зон московский ГМИИ им. Пушкина, тем временем, лишился целого ряда крупных объектов, строительство которых было запланировано в проекте «музейного городка». Музею в итоге оставили возможность развиваться в пределах лишь тех 11 зданий, что успелось приобрести в течение тридцати лет. Об этом газете «Известия» рассказала президент ГМИИ Ирина Антонова. По ее словам, такой резкий поворот в отношении «верхов» к музейным планам можно объяснить лишь тем, что «многим не дает покоя удивительный кусок Москвы вокруг ГМИИ имени Пушкина. И я не удивлюсь, – добавляет экс директор, – если через два года без всяких архитектурных советов там возникнет большой многоэтажный дом». Ну а Пермская художественная галерея до сих пор остается без крыши над головой: Речной вокзал, презентация проекта реконструкции которого состоялась накануне, теперь рассматривается в числе еще семи возможных площадок для размещения коллекции. В число их, как пишет «Коммерсант», вошел, например, склон вдоль Эспланады, квартал №179, занятый пока краевой психбольницей и др. Отдельно рассматривается выкуп под ПХГ уже существующих зданий, например, Пермского военного института ракетных войск, добавляет издание.
А, между тем, в Москве 1-2 марта прошел съезд общественных градозащитных организаций России, которые в числе прочего обсудили судьбу Шаболовской башни. Сайт «Архнадзора» сообщает, что активисты приняли решение направить письмо с протестом против демонтажа памятника премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Почему шуховский гиперболоид устоит, несмотря на серьезный возраст и износ конструкций, объясняет в статье на The Village Денис Ромодин. Краевед, кстати, напоминает, что в 1939 году конструкция устояла в столкновении с почтовым самолетом, поэтому слухи о «падении на голову» явно преувеличены. В МГО ВООПИиК, в свою очередь, итогами съезда недовольны: в обществе заявили, что предложенный текст хартии – итогового документа съезда – явно не тянет на роль всероссийской «конституции» градозащитников. А именно такой документ необходим, чтобы «превратить движения из разрозненных групп интеллигенции в общенациональное дело», считают эксперты. В числе прочего МГО ВООПИиК требует тотального запрета на снос всей исторической застройки до 1917 года, а не только «памятников», и восстановления Росохранкультуры с прокурорскими полномочиями. О необходимости столь жестких мер убеждают многочисленные примеры, и как один из самых известных – усадьба Пущино на Наре. Впрочем, в судьбе великолепного ансамбля забрезжила надежда: «Ведомости» сообщают, что усадьбу арендовала Инвестгруппа ASG, что подразумевает комплексную реставрацию объекта в течение семи лет.