Представляем еще одного финалиста конкурса на проект жилого комплекса на Рублевском шоссе – концепцию архитектурной мастерской «Атриум».
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе
© ATRIUM
Портал Архи.ру уже знакомил своих читателей с результатами конкурса на проект жилого комплекса на Рублевском шоссе, организованного группой компаний «ПИК». Проект, разработанный архитекторами бюро «Атриум», по итогам финального голосования жюри занял третье место, пропустив вперед только ТПО «Резерв» и мастерскую Сергея Скуратова.
Участок площадью 2,6 га расположен на пересечении Ярцевской улицы и Рублевского шоссе, в пяти минутах от станции метро «Молодежная». Это часть очень зеленого района столицы, с экологической точки зрения, возможно, одного из лучших во всем городе. Однако в градостроительном плане назвать его благополучным язык как-то не поворачивается: застройка Рублевского шоссе весьма однообразна и отнюдь не всегда сомасштабна пешеходу. Именно поэтому одной из главных задач, стоявших перед конкурсантами, стало снятие градостроительного напряжения в этой части города, за счет размещения на бровке Крылатского холма живописной архитектурной доминанты.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
В соответствии с техническим заданием, архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий разбили комплекс на два корпуса. Принципиальным в этом разделении стала разница масштабов: величественного для городской магистрали и человеческого для внутренних жилых территорий. Высотный корпус состоит из трех башен, которые размещены вдоль Рублевского шоссе и поддерживают масштаб ее застройки. По мере приближения к перекрестку они наращивают высоту и формируют эффектный ступенчатый силуэт. Самая высокая, 40-этажная, «держит» угол мощным восклицательным знаком. Эту композицию архитекторы отчасти позаимствовали у расположенного по другую сторону Ярцевской улицы жилого комплекса «Рублевские огни», только там башни словно склеились между собой, тогда как «Атриум» тщательно артикулирует объем каждой высотки и располагает их под смещенным углом к единому основанию, что делает силуэт «пропилей» более артикулированным и интересным. Кроме того, как поясняют сами авторы, получившаяся «стена» из башен прекрасно защищает двор жилого комплекса от постоянного шума магистрали, а их поворот обеспечивает разнообразное восприятие комплекса при движении из центра и из области.
Концепция квартальной планировки жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Из-за того, что башни расположены под углом к шоссе, две из них со стороны внутреннего двора образуют выразительные консоли, а угловая облокотилась на жилой дом, возводимый вдоль Ярцевской улицы, тем самым сформировав эффектную многосветную арку, которая не только работает как главный входной портал, но и делает дворовое пространство более светлым.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Динамика разворота башен подчеркнута отделкой фасадов, набранных из объемных панелей, расположенных под разными углами, благодаря чему по поверхности словно бы бежит едва заметная рябь, а при изменении ракурса восприятия рисунок фасада становится динамическим. Этот эффект многократно усилен сочетанием оттенков: серебристая и белоснежно-белая облицовка здесь соседствуют с золотистой.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Юго-западный фасад © ATRIUM
Расположив высотные объемы вдоль шоссе, архитекторы использовали оставшийся участок для квартальной застройки меньшего и поэтому более человечного масштаба: от четырех до девяти этажей. Это позволило органично вписать вторую часть жилого комплекса в городскую ткань окружающих микрорайонов, не нарушая ее целостность точечными вкраплениями башен – своего рода показательный пример по достижению необходимой плотности гуманным способом. Также для лучшей интеграции нового жилого комплекса в окружающую застройку архитекторы расположили поверхность его внутреннего двора на уровне существующего рельефа; паркинг же целиком спрятали под землю, что позволило соблюсти ограничения по площади застройки.
Впрочем авторы позаботились не только о гармоничном сочетании комплекса с окружающей застройкой, но и о перспективах развития всего района в целом. Уже при работе с первым эскизами концепции стало очевидно, что плотность улиц здесь (как впрочем почти во всех московских микрорайонах) явно недостаточна – и архитекторы предложили добавить две новые дороги, проложив их трассы вокруг участка: один проезд проходит между существующими домами параллельно Рублевскому шоссе, второй повторяет направление Ярцевской улицы. Новые дороги могли бы, по убеждению авторов, стать транспортным каркасом для последующего уплотнения окружающих участков – иными словами, для застройки пустот относительно невысокими зданиями, что также могло бы сделать городскую среду рассматриваемого района более гуманной.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Северо-восточный фасад© ATRIUM
Жилые дома расставлены по периметру участка, формируя уютный и просторный двор с детскими и спортивными площадками, цветочными клумбами и зеленым газоном, а понижение этажности к южной границе комплекса обеспечивает внутренний двор и здания максимальной инсоляцией. Эти дома архитекторы одевают проще, но зато придают им характерную граненую форму. Танцующий ритм окон, акцентированных цветом, консольные выступы и остекленные первые этажи – все вполне соответствует тому, что мы привыкли видеть в работах «Атриума». А в центре двора яркий, насыщенно-желтый дом наполняет пространство эмоциями и пластикой, создает переход к человеческому масштабу и формирует внутреннее зонирование двора.
Иерархия квартир в проектируемом комплексе выстроена в соответствии с общим композиционным решением, обеспечивая потребности самых разных категорий потенциальных покупателей. Так, в трех высотных башнях архитекторы предложили разместить репрезентативные квартиры с шикарным видом на город. Корпус, «подпирающий» 40-этажную башню, предназначен для экономичного арендного жилья, которого так не достает столице; малоэтажные дома с окнами, выходящими во двор, прекрасно подойдут для семей с детьми, а квартиры коридорного типа в основании башен станут идеальным вариантом для молодежи. Первые этажи комплекса отводятся под размещение общественных функций, за счет чего, в свою очередь, решается проблема нехватки объектов шаговой доступности и активизируется пешеходная активность вдоль Рублёвского шоссе, где общественные функции располагаются даже в два уровня.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Юго-восточный фасад © ATRIUM
Идею создать в отдельно взятом квартале сомасштабную человеку среду, защищенную от шума и загазованности Рублевского шоссе стеной из трех высоких башен, члены жюри отметили как особую находку «Атриума». Именно в этом Вера Бутко и Антон Надточий увидели ключ к решению непростой градостроительной ситуации этого места, которая, на их взгляд, может быть кардинально улучшена.
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Северо-западный фасад © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Генплан и благоустройство © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Типовой этаж. Корпус 1 © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Типовой этаж. Корпус 2 © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе. Подземный паркинг © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
Концепция жилого комплекса на Рублевском шоссе © ATRIUM
|