Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.02.2014

Пресса: 8–14 февраля

Алла Павликова

Церемония открытия Олимпиады: любить или не любить и за что; судьба территории «Архангельского» и Шуховской башни, Самары, Выборга, Новосибирска...

Самой заметной статьей архитектурной прессы на прошедшей неделе оказался текст Григория Ревзина, опубликованный не в газете, а («по ряду причин») на странице автора в фейсбуке и посвященный не архитектуре Олимпиады (чего, вероятно, от Ревзина еще следует ожидать), а сценографии церемонии ее открытия. Вопреки повсеместной критике людьми доброй воли всего, что с Олимпиадой связано, автор отнесся к шоу более чем благосклонно, увидев в ней идеи трехлетней и даже большей давности: «этот танец куполов», показанный Георгием Цыпиным еще на венецианской биеннале 2002 года; хотя открытие режиссировал Эрнст. Упрощая: Ревзин увидел в режиссуре церемонии всё лучшее, что есть в русском стиле, точно найденные образы русской культуры – купола Лентулова, театральный авангард Таирова и Веснина, Петра I с рисунка Валентина Серова... Все это противоположно примитивной идентичности «церковного хора и казачьего скока». Почему, откуда взялось? – Да очень просто, отвечает Ревзин, такая режиссура планируется задолго и в нынешней церемонии мы видим отголоски того, что было придумано три года назад, оттого-то оно все так тонко и по делу. Свежий ветер подул из прошлого в паруса международной супер-презентации страны. Да, вокруг невесело, иностранцы ругают туалеты, но церемония-то удалась ведь.

Желание похвалить творческую удачу без политических оговорок и выловить свет (который получается не просто в конце туннеля, но еще и сзади), мгновенно вышло автору если не боком, то – ручейком общественного негодования: в комментариях ужасы олимпийского Сочи, а Евгений Асс через пару дней поместил на своей странице ссылку на пафосную оду резиденции Лукашенко пера белорусского архитектора Якова Одельского, с многозначительным комментарием: «В назидание Григорию Ревзину и другим архитектурным критикам». Держитесь, словом, критики, не забудем–не простим.

Константин Бударин, наоборот, хотел написать для Art1 комментарий к церемонии открытия, а написал про архитектуру, точнее про ее отсутствие. Но главный вывод статьи – сегодняшняя «архитектура интегрирована в телевизор» и ориентирована на фейсбук и инстаграм. Как видим, архитектурный отклик на олимпиаду и крутится между сценографией и фейсбуком. Впрочем есть еще памятники: «Карповка» пишет о сохранившихся в Петербурге зданиях, построенных к Олимпиаде-80.

Проект оформления входной зоны в Олимпийский парк в Сочи. Источник: www.nbdrx.ru
Проект оформления входной зоны в Олимпийский парк в Сочи. Источник: www.nbdrx.ru
Проект стадиона Сочи Фишт к Олимпиаде. Источник: art1.ru
Проект стадиона Сочи Фишт к Олимпиаде. Источник: art1.ru

Впрочем, Олимпиада – Олимпиадой, а старые темы никуда не ушли. «КомерсантЪ» узнал подробности проекта застройки территории завода «ЗиЛ» В Москве. Корреспондент «Ъ» побеседовал с авторами проекта Юрием Григоряном и Виталием Лутцом. Также «КомерсантЪ» информирует о реконструкции здания газгольдера в Петербурге. Разрушенный памятник планируют приспособить под автостоянку.

О деталях формирования Новосибирской агломерации информируют «Сиб.фм» и «РИА Новости». Сообщается, что правительство области выделило четыре зоны опережающего развития, среди этих зон будут Аэросити и Наукополис.

Не утихают разговоры и вокруг Шуховской башни. «Йополис» на своем сайте снова поднимает тему ее спасения. В статье представлена подробная информация о нынешнем состоянии памятника и перспективах его реставрации. Радио «Свобода» уточняет, что судьба башни может быть определена российским правительством уже в конце февраля.

Между тем, напоминает телеканал «Культура», минкульт передумал судиться за неприкосновенность территории «Архангельского». Напомним, что в ноябре суд признал аренду парковых территорий незаконной, но этой неделе замминистра культуры Григорий Ивлиев и директор музея Андрей Бусыгин официально объявили в суде, что отказываются от исков к арендаторам парковых территорий, так как урегулировали спорные вопросы, подписав дополнительное соглашение: арендатор обязуется провести работы по лесоустройству, обеспечить противопожарную безопасность и восстановить лес. Российское агентство правовой и судебной информации  в свою очередь сообщило, что суд пока не принял отказ от иска, так как новое соглашение создано к договору, который ранее был признан недействительным. В связи с запутанностью ситуации заседание решено отложить до 12-го марта.

Петербург же продолжает бороться за памятники. «Санкт-Петербургские Ведомости» сообщают, что жители вышли на защиту Шпалерной улицы, где запланирован снос зданий бывшего НИИ «Океанприбор» и строительство на их месте крупного жилого комплекса. Застройщик – ООО «Реформа». О том, что в ночь на 11 февраля на Шпалерной улице, 51 рухнула стена исторического корпуса, выходящего на Ставропольскую улицу, пишет «Фонтанка.ру». Градозащитники не верят в самопроизвольное обрушение здания, на снос которого всего неделю назад Куйбышевский районный суд наложил запрет.

В Самаре продолжаются разговоры о сносе деревянных зданий в историческом центре города. «Новая газета» анализирует мнение губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина, который ранее заявил: «Деревянные, прогнившие, аварийные дома мы восстановить не сможем. <...> Поэтому как вариант мы рассматриваем возможность либо на стрелке, либо в другом месте создать музейную улицу, на которой можно будет показать, какой была деревянная Самара».

В фокусе внимания на этой неделе оказалась судьба исторических городов – таких, как Казань и Выборг. «Вечерняя Казань» рассказывает о проектах развития и реконструкции, затрагивающих практически все районы столицы Татарстана. В понедельник их представила главный архитектор города Татьяна Прокофьева. При этом сроки реализации масштабных проектов пока остаются весьма туманными. Также в эти дни архитектурная общественность Финляндии и России решает, что делать с историческим центром Выборга. Об этом сюжет на tv100. Озабоченность вызвал и еще один город – подмосковный Жуковский. Профессор Государственного университета по землеустройству Михаил Лимонад заявил, что «уникальная застройка старого города в Жуковском должна стать памятником ЮНЕСКО». Подробнее об этом можно прочитать на страницах ИА REGNUM.

Из культурных новостей столицы. «Газета.ру» рассказывает о выставке Эдуардо Соуто де Моуры, которая в настоящее время проходит в Музее им. Щусева. А «РИА Новости» анонсируют выставку фрески, найденной в доме Стройбюро в подмосковном Королеве. Выставка откроется 17 февраля в Центре авангарда в Еврейском музее в Москве.