Рыбчинский – заметная фигура на архитектурной сцене США: он активно выступает с критическими статьями в прессе, а счет его книг уже пошел на десятки. Сейчас, когда многочисленных одобрительных отзывов удостоилась вышедшая прошлой осенью «Как работает архитектура: набор инструментов гуманиста» (How Architecture Works: A Humanist′s Toolkit), объясняющая широкой читательской аудитории принципы работы современных архитекторов, русскоязычной публике представлено его «введение в современное градостроительство» – изданный на родине автора в 2010 «Городской конструктор: Идеи и города» (Makeshift Metropolis: Ideas About Cities).
Следует сразу оговориться, что книга (ее отрывок вы можете прочитать здесь) рассчитана на американского читателя и потому весьма и весьма США-центрична. Даже «эффект Бильбао» объясняется на примере конкурса на проект восстановления после теракта 11 сентября Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, а совсем не давшего название этому явлению музея Гуггенхайма в Испании (о нем говорится лишь потом, причем довольно кратко). Конечно, это не может временами не раздражать, но, с другой стороны, в истории американского города в XX веке – а именно этому в основном посвящена книга – есть много поучительного и для отечественного читателя. Возможно, размышления над ней даже более интересны и плодотворны, чем уже порядком надоевшие сравнения с Копенгагеном, Амстердамом и Берлином. Скажем, описанный там эпизод о полном крахе идеи пешеходных зон заставляет задуматься о перспективах ныне создаваемых московских пешеходных улиц: начиная с 1957 такие пространства с лавочками были созданы сравнительно быстро в более чем 200 городах США, однако оказались популярными только у бездомных, а обычные горожане, и, как следствие, кафе и магазины их не жаловали. Поэтому сегодня их осталось всего лишь 30 по всей стране, причем в основном – в университетских и туристических центрах, где много людей с избытком свободного времени, готовых там фланировать или сидеть в кафе.
Ле Корбюзье с макетом Лучезарного города (снимок сделан примерно в 1930 году). Изображение из книги «Городской конструктор: Идеи и города»
Также стоит понимать, что «Городской конструктор» рассчитан на широкого читателя и потому автор местами значительно упрощает ситуацию, но для отечественной профессиональной аудитории он может быть интересен не только как вполне подробный источник информации о развитии американских городов, но и как пример непривычного взгляда на хорошо знакомые вещи: одна только трактовка Ле Корбюзье как чрезвычайно самонадеянного градостроителя-самоучки, не принесшего в США ничего по сути нового, однако все же сумевшего негативно повлиять на местные принципы городского планирования, очень и очень занимательна – в том числе и потому, что свои тезисы Рыбчинский тщательно обосновывает.
Форест Хиллс Гарденс – «город-сад» начала 20 века в нью-йоркском округе Квинс – один из примеров в книге Рыбчинского
Оригинальное название книги переводится на русский как «самодельный мегаполис»: автор подчеркивает, что город есть наслоение разных концепций и «интенций», причем и масштабных, как в эпоху послевоенного планирования в духе модернизма, и весьма мелких – как новаторские девелоперские проекты начала или конца XX столетия. Подробно разбираются основные вехи – от вполне американского движения City Beautiful («За красивый город») рубежа XIX – XX столетий, идеи которого, впрочем, подходят и для сегодняшней России, к «городу-саду» Эбинезера Ховарда, которого Рыбчинский рассматривает как взращенного исключительно на американской почве, от Ле Корбюзье и попавших под его влияние «реконструкторов» городов середины прошлого столетия к Джейн Джекобс, идеи которой он не принимает безоговорочно. По мере приближения к сегодняшнему дню актуальность книги нарастает: ведь в итоге в США победили идеи не модернистов и не Джекобс, а оказавшаяся пророческой концепция Ф.Л. Райта о «рассеянном» городе. Как тот и предполагал, воспользовавшись новыми видами транспорта и средств коммуникации, американцы предпочли переселиться в пригороды, и, как убедительно показывает автор на основе статистических данных, возвращения в город, о котором много и часто говорят в последние десятилетия, по-настоящему так и не произошло.
«Город широких горизонтов» (Broadacre City) Фрэнка Ллойда Райта. Изображение из книги «Городской конструктор: Идеи и города»
Однако с последней трети XX века, когда чиновников-планировщиков сменили в качестве «оформителей» городов предприниматели-застройщики, структура городов больше определяется спросом, то есть желаниями самих жителей, чем сторонними представлениями о том, в каких домах или кварталах населению будет удобнее. Следствием этого стало гораздо большее разнообразие типов и типологий – от жилых пригородов нового типа, где предпочитают размещаться и крупные компании, до реконструкции гаваней, от неожиданно популярных многоэтажных жилых комплексов до частичного смещения центра тяжести с мегаполисов в сторону малых городов. Не так много внимания уделено «устойчивому развитию», но это даже приятно разнообразит общую картину муссирования этой темы – часто без особого смысла или новых идей.
С любезного разрешения Strelka Press публикуем отрывок главы «Домашние снадобья» из книги Витольда Рыбчинского «Городской конструктор. Идеи и города» (М.: Strelka Press, 2014), посвященный Джейн Джекобс и оценке ее идей в 1960-е годы и сейчас.