Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.02.2014

Градсовет Петербурга 1(14)

Алёна Кузнецова
Объект:
Высотная застройка площади у Ладожского вокзала, Санкт-Петербург
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. площадь у Ладожского вокзала при пересечении проспектов Заневского и Энергетиков
Авторский коллектив:
Авторы концепции: Никита Явейн, Наталья Архипова, Владимир Зенкевич, Юрий Ашметьев Авторы проекта высотного здания №1: Никита Явейн, Николай Смолин, Янина Смолина, Дарья Насонова
Главный конструктор: Олег Курбатов

7 февраля петербургский градсовет утвердил эскиз застройки площади у Ладожского вокзала и раскритиковал проект жилого дома на улице Мира.

Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала
Дмитрий Седаков представляет эскиз застройки участка, прилегающего к Ладожскому вокзалу. Фотография А.Кузнецовой
Дмитрий Седаков представляет эскиз застройки участка, прилегающего к Ладожскому вокзалу. Фотография А.Кузнецовой

Как и следует из названия, многофункциональный комплекс – четвертый проект холдинга «Адамант» в районе Ладожского вокзала (роль заказчика исполняет входящая в холдинг ООО «Международная»). Комплекс планируется построить на пересечении Заневского проспекта и проспекта Энергетиков, снеся при этом ТРК «Заневский каскад-1» и несколько жилых домов на Уткином проезде (адрес участка: Уткин проезд, дом 13, корпуса 5б, 7, 8, 9, 10, 12).

Проект «Заневского каскада-4» градсовет рассматривает третий раз; пару месяцев назад, в декабре 2013, совет отклонил его, рекомендовав уменьшить высоту башни (тогда она составляла 118,5 м). А также: снова проверить видимость доминанты из разных точек города, лучше продумать транспортную схему и подготовить несколько вариантов объемно-пространственного решения участка. На этот раз входящее в холдинг архитектурное бюро «Студия АДМ» представило совету пять вариантов – с одной или тремя башнями и вариант вообще без башни. Во всех проектах площадь комплекса не превышает 100 тыс. кв. м (в прежнем варианте было 110 кв. м), а высота доминант – не больше 100 метров. Главная задача башен, по словам главного архитектора бюро Дмитрия Седакова – акцентировать Ладожский вокзал. На новых эскизах перед вокзалом появилась общественная площадь, под которой запланированы подземные этажи. По словам архитектора, проект полностью обеспечивает необходимое количество машиномест и даже остается запас для перехватывающих парковок. (Впрочем, эксперты все же не сочли представленную транспортную схему внятной).
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Предыдущий (отклоненный) вариант торгово-офисного центра «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – «Адамант». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Предыдущий (отклоненный) вариант торгово-офисного центра «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – «Адамант». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – «Адамант». Архитекторы: «Студия АДМ». Пересъемка А. Кузнецовой
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – «Адамант». Архитекторы: «Студия АДМ». Пересъемка А. Кузнецовой
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского вокзала. Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА
Торгово-офисный центр «Заневский каскад-4» у Ладожского Заказчик – ООО «Международная». Авторы: «Студия АДМ». Изображение предоставлено пресс-службой КГА

Члены совета почти единогласно признали лучшим вариант с одной башней на оси вокзала, рекомендовав сделать фланкирующие элементы симметричными. По мнению экспертов, высотная доминанта, которая бы акцентировала вокзал и завершала композицию перекрестка, на этом месте действительно нужна. Высказывалось предложение построить две башни, которые символизировали бы ворота города, но в итоге совет пришел к выводу, что рассматриваемый участок – это скорее площадь перед метро, чем перед вокзалом, так что пропилеи логичнее устанавливать в другом месте. Для решения транспортных проблем участка эксперты предложили строить тоннели.

Таким образом, градсовет утвердил эскиз планировки территории, что позволяет авторам приступить к работе над проектом застройки, который будет еще раз вынесен на обсуждение.

***
Напомним, что Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга планирует в 2014 году провести анализ влияния запланированных доминант (сейчас их около 180) на городские панорамы и при необходимости понизить их высоту. КГА считает оптимальной отметку в 75 метров, однако высота башни «Заневского каскада», по всей видимости, устроила архитектурное сообщество. Предыдущий проект застройки участка,  разработанный «Студией 44» в 2006 году (тоже по заказу «Адаманта»), предполагал строительство четырех 150-метровых пирамид. 
Никита Явейн, «Студия 44». Проект высотной застройки у Ладожского вокзала, 2006
Никита Явейн, «Студия 44». Проект высотной застройки у Ладожского вокзала, 2006
© Студия 44

Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36
Градостроительный совет Петербурга 7 февраля 2014. Фото А. Кузнецовой
Градостроительный совет Петербурга 7 февраля 2014. Фото А. Кузнецовой
Дом, построенные архитектором Дмитрием Крыжановским. Фотография: CityWalls
Дом, построенные архитектором Дмитрием Крыжановским. Фотография: CityWalls

Дом, построенный в 1902 году архитектором Дмитрием Крыжановским на улице Мира, по результатам обследований 2007 и 2012 годов признан аварийным. Согласно рассмотренному на заседании градсовета проекту бюро «Граст» дом Крыжановского планируется снести (в январе, готовясь к строительству, рядом с домом уже вырубили сквер). По словам архитектора Натальи Машек, снесенный дом будет заменен объемом тех же габаритов, с мансардой на месте чердака и восстановленным фасадом дома Крыжановского. Со стороны улицы Котовского к этому объему примкнет новое здание высотой до 28 метров, причем в месте соединения двух корпусов возникнет башня, в одном варианте стеклянная, в другом украшенная по желанию заказчика, компании «Коннолахтинский 55», декором «в духе рубежа XIX–XX веков». Шестиэтажное здание с башней рассчитано на 47 квартир, первые два этажа займут коммерческие помещения.

Все работы уже согласованы с КГИОП. Застройщик в данной ситуации не обязан выносить проект на обсуждение градостроительного совета, однако, по словам представителей заказчика, проект был представлен совету для того, чтобы узнать мнение экспертов.
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой
Многоквартирный жилой дом на улице Мира, 36. Заказчик – ООО «Коннолахтинский 55». Автор – Наталья Машек, ООО «ГРАСТ». Фото А. Кузнецовой

Проект обсуждали даже эмоциональнее, чем башню у Ладожского вокзала; прозвучало немало обидных и даже нецензурных слов. Больше всего членов совета смутила «ломаная красная линия, из-за которой новый объем нелепо прилепляется к зданию Крыжановского и остается видной половина брандмауэра». По мнению экспертов, угол на пересечении улиц Мира и Котовского было бы хорошо застроить или даже «закрепить башней» (сейчас башня сдвинута вправо). Совет рекомендовал провести красную линию до прямого угла, восстановить здание Крыжановского по чертежам архитектора и «…все остальное сделать, согласовываясь с домом, а не вопреки ему».

Члены совета сразу же заметили, что в представленном проекте здание превышает допустимую в данной части города высоту; и, кроме того, перепады в четыре этажа выглядят слишком громоздко и массивно. Член совета архитектор Никита Явейн насчитал в проекте сразу восемь стилей и предложил его не строить. Во время обсуждения также прозвучало, что в данной охранной зоне аварийность не является достаточным основанием для сноса; прозвучало сомнение в разрешениях КГИОП.

Кроме того, эксперты обратили внимание на то, что в проекте фасад Крыжановского предложено восстановить по состоянию на момент сноса, то есть с утратами декора, – между тем его чертежи сохранились: эксперты рекомендовали восстановить декор фасада начала XX века полностью.

Не менее примечательна еще одна деталь истории проектирования. Некоторое время назад мастерская архитектора Столярчука сделала для этого места другой проект, который получил серебряный диплом конкурса «Архитектон-2013». Заказчик отверг этот проект, не согласившись со стилем фасадов (после чего обратился к бюро «Граст» за новым проектом, который и был показан 7 февраля совету).
Проект ООО «Архитектурная мастерская Столярчука». Изображение: www.arcunion.ru
Проект ООО «Архитектурная мастерская Столярчука». Изображение: www.arcunion.ru

Итак, эксперты совета признали проект «безвкусно выполненным» и оценили все показанные варианты отрицательно. Главный архитектор Петербурга Олег Рыбин предложил проверить согласование КГИОП, отправить проект на доработку и даже – самораспуститься совету, если он «не даст в этом случае архитектурных рекомендаций».
Наилучшим вариантом, по мнению экспертов, было бы вернуться к предыдущему проекту бюро Столярчука, отмеченному «Архитектоном» и таким образом, одобренному архитектурным сообществом.

Однако, как мы помним, мнение совета в данном случае – не более чем рекомендательное.