Баталии вокруг сохранения Шаболовской башни, новые архитектурные планы ГМИИ им. Пушкина и реконструкция исторического центра Самары – в свежем обзоре прессы.
Предложение разобрать знаменитую Шуховскую башню на Шаболовке, поступившее в конце декабря из Минкомсвязи (на чьем балансе стоит памятник), а на этой неделе попавшее в СМИ, наделало много шума. Износ конструкций 148-метрого гиперболоида, который без капремонта стоит со дня постройки в начале 1920-х гг., достиг критической отметки, и затянувшийся вопрос о реставрации встал ребром. Из Минкультуры, однако, тут же последовал запрет на демонтаж памятника – как пишет Газета.ру, в министерстве обязались принудить связистов заняться реставрационными работами, благо и утвержденный проект уже есть. По мнению главы фонда «Шуховская башня» Владимира Шухова, окончательный вердикт башне может вынести только независимая международная экспертиза. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, которые приводит art1.ru, даже в самом крайнем случае можно обойтись без разборки, законсервировав постройку в стеклянно-металлический короб.
Десятки современных шуховскому гиперболоиду памятников, между тем, повторяют его судьбу в Петербурге. Историк архитектуры Маргарита Штиглиц рассказала «Карповке», как постройки выдающихся авангардистов Александра Никольского и Ноя Троцкого испытывают на прочность их собственники. А газета «Невское время» призывает к широкой дискуссии по поводу инициированного общественностью проекта пешеходизации Невского проспекта на участке от Мойки до Фонтанки: здесь магистраль предлагается разрезать по центру широким бульваром, оставив для движения транспорта по две полосы в каждую сторону.
В Самаре зачистка центра «от позорящих город гнилушек», озвученная как-то губернатором, обрела форму проекта планировки, который недавно представили главе администрации. Архитектурное сообщество к обсуждению не пригласили; впрочем, экс-главный архитектор города и известный защитник исторических памятников Виталий Стадников напоминает, что юридически проект вообще не требует публичных слушаний, хотя и предполагает тревожно большой объем коммерческой и жилой недвижимости вдоль поймы реки, цитирует «Коммерсант».
Тем временем, столичный ГМИИ им. Пушкина поделился новыми планами реконструкции, сильно скорректированными после ухода из проекта бюро Нормана Фостера. Как рассказала РИА Новости директор музея Марина Лошак, идея музейного городка остается, но сам он видоизменяется: на новые корпуса будут проводиться конкурсы среди российских архитекторов, на исторические постройки – готовиться новая концепция реставрации. С концепцией всего комплекса музею теперь помогает один из французских специалистов, передает агентство.
Среди тех, кто активно выступал против предыдущего проекта реконструкции музея, грубо нарушавшего охранное законодательство, был «Архнадзор» – в эти дни движение отмечает свое пятилетие. Газета «Справедливая Россия» в связи с этим взяла большое интервью у Рустама Рахматуллина, в котором координатор рассказал, почему считает архнадзоровцев идеалистами, в чем состоит новый этап движения и как осуществлялась охрана памятников 150 лет назад.
А «Коммерсант», между тем, развернуто пишет о новом проекте духовно-культурного центра в Париже с комментариями его автора, французского архитектора Вильмотта и экс-автора, Нуньеса-Яновского. Вместо одного большого здания «под стеклянной юбкой» комплекс теперь превратился в несколько разреженно стоящих построек. В «Коммерсанте», тем временем, объясняют, почему в нем осталось пятиглавие: за неимением у современной российской архитектуры внятного стиля, золотые купола для французов – что «шапка ушанка», русский центр в ней всегда будет узнаваем.
Ну и поскольку эта неделя в России – олимпийская, самое время вспомнить, как выдержала испытание гигантской стройкой столица предыдущих зимних игр, Ванкувер. Как получилось, что эта олимпийская деревня стала самой «зеленой» в истории игр, а сам Ванкувер долгое время удерживает место в пятерке городов мира с наивысшим качеством жизни – читайте в интервью главного проектировщика ванкуверской олимпиады Роджера Бейли.