Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.01.2014

Блоги: 25–31 января

Наталья Коряковская

Как Москва становится Гонконгом, что не построили в Минске к чемпионату мира по хоккею и почему символизм не стал судьбой архитектуры XXI века – читайте в новом обзоре блогов.

Проект реконструкции Тверской ул. в Москве. «Городские проекты». Илл. с сайта urbanbairam.ru
Проект реконструкции Тверской ул. в Москве. «Городские проекты». Илл. с сайта urbanbairam.ru
Идеальную улицу каждый представляет себе по-своему: популярные в сети урбанисты на общественных началах из «Городских проектов», например, рисуют ее исключительно пешеходной, с зеленью и скоростным трамваем по центру. О пользе трамваев в очередной раз пишет Максим Кац, проводя ликбез о плюсах и минусах разных видов общественного транспорта. На страничке Форума генпланистов рекомендуют воспользоваться «конструктором улиц» и нарисовать свой вариант. Вариант Каца здесь вызывает не более, чем улыбку; в ответ Проектам форумчане предложили все дома переставить на рельсы – «и никаких транспортных проблем, крыши едут сами, – пишет Олег Сафонов. – Вы, конечно, будете смеяться, но потом… проблемы расселения, не нужно городов – главное рельсы».

Тем временем, «Городские проекты» вполне серьезно предлагают скоростной трамвай как идеальный вариант для Уфы, потому что город имеет вытянутую форму и потому что строить метро и расширять дороги свыше шести полос неэффективно. В профессиональном сообществе RUPA Проектам возразили, что метро и не должно окупаться, и что в Европе его строят и в городах с населением 500-700 тысяч жителей, даже меньше, чем в Уфе. А вот Александр Ложкин с доводами «Городских проектов» скорее согласен – строить метро в нашей провинции, учитывая размеры городского бюджета, утопия, «даже в советское время метрополитен в провинции был политической игрушкой секретарей обкомов, а не средством транспорта».

Впрочем, Москве «пешеходный» сценарий, продвигаемый «Городскими проектами», похоже не нужен, поскольку столица, как пишет на своей странице в Фейсбуке Александр Антонов, «выбрала путь Гонконга и стремительно по нему движется». А Гонконг – это башни с плотностью 75 тысяч квадратов на гектар, которые не смогут обслужить даже задуманные мэрией хайвеи по 6-8 полос, замечает архитектор. Судя по прошедшим Архитектурный совет проектам, пока они единичны, пишет автор блога, но ничто не мешает ставить башни рядом друг с другом: «Остается с ностальгией вспоминать предложенную ПЗЗ норму о предельной высоте застройки в 100 метров и программе «кольцо высоток». Теперь высотки будут не на кольце – они будут везде».
Концепция высотного ЖК на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Концепция высотного ЖК на Рублевском шоссе © «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Вполне соответствовали бы мировым меркам небоскребов и минские Minsk Towers свыше 160 метров высотой, заявленные к  чемпионату мира по хоккею, который должен пройти там в мае. Только вот проект австрийцев, как и с десяток других, обзор которых предлагает портал Onliner.by, остался на бумаге. Блогеры считают, что подготовка к чемпионату провалена – не построенными остались гостиницы, транcпортные развязки, станции метро и другие громкие проекты, многие из которых вначале были упрощены до убогости, а затем и вовсе брошены инвестором.
Проект Minsk Towers. Илл. realt.onliner.by
Проект Minsk Towers. Илл. realt.onliner.by
Про наследие, брошенное псковскими властями на произвол судьбы, пишет, в свою очередь, Лев Шлосберг. Градозащитник обращает внимание на плачевное состояние федерального памятника – т.н. Дома Печенко, который местная администрация отказалась взять в аренду. Это значит, что в ближайшее время дом, связанный с именем известного псковского архитектора и реставратора Юрия Спегальского и имеющий в основе палаты второй половины XVII в., продолжит разрушаться. Похожая судьба и у самой величественной руины Подмосковья – усадьбы Пущино на Наре, которую правительство области этой осенью все-таки решило сдать в «льготную аренду», подразумевающую восстановление. Впрочем, автор блога добавляет, что до счастливого дня дожили отнюдь не все объекты уникального ансамбля, который еще в середине 1980-х был много полнее. А блогер deni-spiri собрал рекордное количество комментариев за пост про исчезающие деревянные избы Русского Севера, впечатлившие сетевую аудиторию своей «первозданной силой».

Про истинный источник архитектуры XX века – символизм – пишет в своем блоге Александр Раппапорт. Заслоненный символикой авангарда и модернизма, символизм, как считает философ, образовал «что-то вроде сильно натянутой струны между архаикой и футуризмом, тем самым пропустив  самое главное – современность». Но сегодня, в эпоху глобализма и угрозы новейших технологий, которые не так давно воспевали архитекторы, символизм перерождается, а это значит, что в ближайшем будущем стоит ожидать выхода на первый план «неутопической жизненной реальности, дефицит которой после столетия утопических грез стал чем-то вроде глубокого авитаминоза», заключает Раппапорт.