Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.01.2014

Блоги: 11–17 января

Наталья Коряковская

Что «диссонирует» в центре Петербурга, как кручением калейдоскопа получается модная архитектурная форма и полезен ли архитекторам свой «Диссернет» – читайте в новом обзоре блогов.

С конца прошлого года градозащитные круги Петербурга обсуждают резонансные поправки в закон о границах охранных зон. КГИОП совместно с экспертами из ВООПИиК предложили включить в него список т.н. диссонирующих объектов (в историческом центре – возведенных после 1917 г., на периферии – после 1956 г.), которые до сих пор защищены законом, как и более ценные здания, но вроде бы не имеют на это права. В блогах считают, что едва ли таким списком можно исправить современные градостроительные ошибки; а вот попавшие в него советские здания открывают известную путь-дорогу для инвесторов. Пишут также, что голосовать «списком» по судьбе сотен зданий опасно, как, впрочем, и придавать официальное значение таким оценочным понятиям как «градостроительная ошибка» или «диссонанс». Что считать диссонансом, а что нет – не смогли договориться даже в блоге «Живого города». Предметом спора стал ДК Связи на Большой Морской улице, который автор поста, kleomen, первым делом предложил включить в список. Мнения разделились: одни нашли здание уникальным образцом конструктивизма, другие – редкой в Петербурге типологией реформатской кирхи (в ДК ее перестроили в 1930-е); соответственно одни предлагают ничего не трогать, другие – реконструировать обратно. Как подытожил r_p, исправление таких «ошибок» – штука крайне субъективная и решения об их перестройке нужно принимать в индивидуальном порядке.

Реформатская церковь, переделанная в ДК работников связи. 1861-64, 1930-1940. Из блога altsarev.livejournal.com
Реформатская церковь, переделанная в ДК работников связи. 1861-64, 1930-1940. Из блога altsarev.livejournal.com
Ну а для того, чтобы градостроительных ошибок в принципе становилось меньше, архитектор Дмитрий Хмельницкий предложил коллегам создать в сети аналог «Диссернета» для публичного и независимого анализа проектов, выигрывающих конкурсы и получающих премии. Поскольку наиболее активная дискуссионная площадка в сети сложилась у проектировщиков и урбанистов – предложение Хмельницкого обсуждали здесь. Мнения о пользе для архитекторов публичного «стыдно» разделись. Например, Николай Николай считает, что достаточно обсуждений в кулуарах, тогда как высказать публичную позицию могут попросту не все, в особенности, например, начинающие архитекторы в крупных проектных институтах. Виталий Ананченко считает, что лучшая критика – альтернатива: не согласен – сделай проект, как считаешь нужным.

Архитектор Михаил Белов говорит это «стыдно» современной архитектуре довольно часто. Вот и в новом эссе творческий процесс нынешнего проектирования для автора блога выглядит не сложнее кручения калейдоскопа: «Сидят люди и бесчисленным количеством способов мнут стенку на компьютере /…/, еще горохом расставляют плитки на фасадах, или окна», еще накладывают разнообразные узоры на фасады как прямых, так и «творчески смятых» коробочек. Неудивительно, что спроектированные таким образом сооружения все чаще напоминают работы детских изостудий, подытоживает Михаил Белов.

Во избежание новой градостроительной ошибки в Перми гражданский активист Денис Галицкий снова привлекает внимание к размещению Художественной галереи в здании Речного вокзала. Напомним, что галерея доживает свои дни в здании Кафедрального собора, а нового здания для нее Петер Цумтор строить не будет. Как пишет Галицкий, экспертиза признала Речной вокзал аварийным, вследствие чего предложений на сегодня два: первое – снести здание-памятник (!), выстроив его заново повыше (избежав т.о. риск затопления), а недостаток площади восполнить дополнительным корпусом на основе недостроенного рядом ТЦ. Второе – оставить вокзал как есть, а необходимые площади, пишет блогер, будут «в надстроенном этаже и возведенном справа посреди площади третьем корпусе, высотой эдак в 8-10 этажей». По мнению Дениса Галицкого, вывод напрашивается один – поставить крест на идее переезда галереи в Речной вокзал и подыскать для нового здания более подходящее место; таковых блогер нашел с десяток. Пользователь ar_chitect считает единственно уместным среди них – Разгуляй и предлагает Союзу архитекторов России провести архитектурный конкурс. «Места достаточно и для классического, и для совриска, прекрасная возможность для организации мероприятий – есть сквер и по прямой можно шагать через сквер у оперного до эспланады», – добавляет kotmitrij.

В Сочи, тем временем, накануне праздников развернулся снос главного корпуса санатория «Кавказская Ривьера» 1904–1909 гг. постройки. Как пишет автор блога beliaeva-t.livejournal.com, под видом ведущейся с 2008 г. реставрации федеральный памятник уже претерпел значительные искажения. Накануне суд признал незаконными девять новостроев на его территории, однако вместо их сноса последовало разрушение исторического здания главного корпуса, обросшего в ходе недавней реконструкции новыми этажами и пристройками. А в Москве к реконструкции готовится старейшее здание кинотеатра «Художественный». В блоге g-victor.livejournal.com пишут, что фасадам планируется вернуть первоначальный облик, спроектированный Федером Шехтелем (кинотеатр был открыт в 1909 г.). На третьем этаже, добавляет автор блога, появится ещё один зал универсальной проекции, а в достроенных галереях вокруг стропил крыши – выставочное пространство.

Традиционный обзор реставраций, утрат и консерваций объектов деревянной храмовой архитектуры уходящего года публикует у себя в журнале пользователь albokarev. Отслеживать состояние памятников не всегда просто, замечает блогер, о разрушении тех, что стоят в отдаленных местах узнается спустя несколько лет. Впрочем, о самой громкой утрате минувшего года – гибели от попавшей молнии ансамбля церкви и колокольни в Лядинах Архангельской области – написали многочисленные СМИ. С исчезновением федерального памятника количество сохранившихся на Русском Севере «деревянных тройников» (из двух церквей и колокольни), резюмирует albokarev, сократилось до шести; известнейший среди них находится в Кижах.