В прессе ищут политический подтекст урбанизма, дискутируют о Триумфальной площади и подытоживают архитектурные утраты 2013 года.
В начале первого посленовогоднего обзора прессы – снова про урбанистику. Модный тренд обрастает новыми мифами, все дальше отодвигаясь от сложного междисциплинарного знания. Егор Путилов на портале Colta.ru пишет про популярную урбанистику как новую «ловушку для молодежи», чьи оппозиционные настроения умело направляются властями в «теорию малых дел». За раскрашенными стрит-артистами баками во дворах екатеринбургских многоэтажек и спасением калининградской брусчатки автор разглядел острую политическую борьбу за власть. Профессиональное мнение на эту тему находим в интервью Сергея Скуратова порталу business-gazeta.ru. Архитектор полагает, что российским городам для преодоления градостроительного кризиса специалистов по урбанистике не хватает, однако их работу часто подменяет «пиар»: Скуратов уверен, что быстрота и легкость решений тут бывает опасна, поскольку «город требует преемственности и очень большой концентрации опыта». Вот что действительно пошло бы на пользу городу – так это децентрализация управления архитектурным процессом, считает Сергей Скуратов, замена архсоветов на «систему реально работающих регламентов и конкурсов».
Газета «Московские Новости» в это время публикуют фрагменты недавней дискуссии о будущем Триумфальной площади, а журнал «Афиша» – мнения экспертов по поводу наскоро готовящегося конкурса. Предложения разнообразные – от сужения площади с восстановлением снесенных в советское время зданий, озвученного Григорием Ревзиным, до растягивания вдоль Тверской с перекрытием съезда на нее с Садового кольца, которое предложил Сергей Чобан. Впрочем, сжатые сроки реализации ставят все эти идеи под сомнение, потому что площадь хотят сдать уже ко Дню города. В таком случае, добавляет Николай Шумаков, выйдет временное, «благоустроительное» решение – комплексный градостроительный проект выполнить в такой срок невозможно.
Проект реконструкции Триумфальной площади. Wowhaus. Источник: moskr.ru
Самый узнаваемый в Москве эксперт по урбанистике Ян Гейл, тем временем, дал интервью порталу art1.ru. Оказывается, Гейл совсем не любит модернистов и даже гений Ле Корбюзье, по его словам, неправомерно экспериментировал над человеком, не основываясь «ни на одном факте или исследовании». Все потому, что архитектура – это не только здания, повторяет Ян Гейл; за это он не любит и архитектурное образование, которое учит архитекторов, что «мир – это форма, в то время как форма сама по себе – это еще не архитектура, это в лучшем случае скульптура».
Тем временем irn.ru пишет о том, что важнейший проект в рамках программы конверсии столичных промзон – реконструкция ЗИЛа – выставлен городом на торги. ЗИЛ стал первой масштабной промзоной, для которой городские власти подготовили проект планировки – подробнее о нем пишет urbanurban.ru. Архитекторы связывают с этим проектом надежды на качественно новый подход к организации городской среды; впрочем, снос в мае 2013-го старейшего Литейного цеха на территории завода пока убеждает в обратном. Про другие сносы уходящего года на сайте «Архнадзора» пишет Наталья Душкина. Вывод эксперт делает неутешительный – советское наследие по-прежнему «крайне политизировано, не понимаемо и не любимо», а его защита остается уделом маргинальной кучки активистов. Душкина упоминает и про нашумевшую историю с домом Стройбюро в Королеве: «Новые известия» сообщают, что накануне руины конструктивистского памятника, наконец, получили официальный охранный статус. Сейчас его защитники озабочены судьбой открытых в доме авангардных фресок, оказавшихся под завалами. Ну а в «Архнадзоре», тем временем, зафиксировали новое обрушение, на этот раз на Тверском бульваре, на выявленном памятнике – усадьбе Плахово, Осташевских, Л.С. Полякова.
Тревожные новости по поводу судьбы ансамбля ВВЦ принес в пятницу «Коммерсант»: в газете пишут, что на главной аллее за павильоном «Космос» корпорация «Росатом» будет строить свой музей атомной энергетики. Изначально для этих целей собирались реставрировать построенный в 1954 году павильон «Атомная энергия», добавляет издание, но помешали то ли проблемы собственности, то ли слишком большая сумма реставрационных работ.