Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.12.2013

Пресса: 7–13 декабря

Наталья Коряковская

Про новый павильон в Зарядье, Музей метро на Ходынке и два очередных столичных парка от авторов концепции ЦПКиО им. Горького – читайте в свежем обзоре прессы.

Парк «Садовники» после реконструкции. Британское бюро LDA Design. Илл.: Мосгорпарк
Парк «Садовники» после реконструкции. Британское бюро LDA Design. Илл.: Мосгорпарк
В Зарядье, со стороны Васильевского спуска вскоре появится высокотехнологичный павильон – предтеча суперпроекта Diller Scofidio + Renfro, рассказал Сергей Кузнецов в интервью «Российской газете». Впрочем, уже сейчас главный архитектор признает, что кое-что в нем придется менять. Придется, например, отказаться от нашумевшей «тундры», но добавить в проект тему археологии, проработать ландшафтно-визуальные точки и, может быть, сделать интерактивный павильон, посвященный национальным паркам, и музей кино. А еще из интервью Кузнецова можно узнать, почему архитектор считает Москву европейским городом и как столичной градполитике поможет опыт Токио.

А на портале rus.ruvr.ru появилось интервью с американским архитектором Кэмероном Синклером (одним из спикеров прошедшего накануне Урбанфорума), интересное, прежде всего, впечатлениями о Москве человека, последний раз бывшего здесь в 1986 году. Свое резюме по поводу Форума, между тем, высказал и главный редактор «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко. А «Афиша» опубликовала фрагменты прошедшей на Форуме дискуссии вокруг концепции реконструкции ВВЦ, которую собираются окончательно утвердить в следующем году. Впрочем, некоторое движение на территории уже началось строительством океанариума – как замечает доцент МАрхИ Анна Броновицкая, «в том месте, где на плане вроде бы ничего подобного не было». В идеале ВВЦ мог бы стать методическим центром реставрации объектов советского периода, уверена эксперт. Кстати, та же «Афиша» приводит и резонансное в этом отношении интервью с британским архитектором Падди Пью про то, как в Лондоне находят компромисс между девелоперами и защитниками наследия.

Диалог последних явно не складывается в старинном Пскове, где местное градозащитное сообщество, стойко отбивающее атаки застройщиков, теперь столкнулось с новой угрозой в лице принятых накануне ПЗЗ. Как пишет «Псковская губерния», Правила, в частности, разрешают застройку «семиэтажными зданиями с магазинами и офисами в нижних этажах, а выше – с дорогим жильем» даже на территории Псковского Кремля, части территории Гремячей горы и знаменитого Мирожского монастыря.

«Коммерсант» в это время публикует интервью с Максимом Атаянцем – автором победившей в конкурсе концепции Судебного квартала в Петербурге, который ради сохранения видов Стрелки Васильевского острова в проекте, по его словам, «лично с фотоаппаратом прошел всю Дворцовую набережную и через каждые 50 метров снимал панорамы». В новой редакции проекта, как говорит Атаянц, совсем «другое настроение» – возможно, из него даже исчезнут подражающие Смольному «тоталитарные» портики. А вот что обязательно останется – так это городской сад между Театром танца и Малой Невой.

В Москве тоже на очереди амбициозные проекты. «Московский комсомолец» пишет про новый Музей московского метро на строящейся станции «Ходынское поле». «Метрогипротранс» накануне представил проект музея, в котором внутрь входной группы запущены настоящие поезда. А рядом на Ходынке будет строиться новое здание ГЦСИ – правда, все еще непонятно, по какому проекту. «Архи.ру» и «Газета.ру» сообщают о трех финалистах конкурса –  Heneghan Peng Architects, студии Mel и Nieto Sobejano Arquitectos, но ни один из них не вписался в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей.
Проект Музея московского метро. Илл. с сайта mk.ru
Проект Музея московского метро. Илл. с сайта mk.ru
Проект нового здания ГЦСИ. Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Проект нового здания ГЦСИ. Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Тем временем, экспансия популярных парковых проектов Москвы, начавшаяся с ЦПКиО им. Горького, дошла уже до окраинных районов, которые теперь тоже получат свои уголки  «европеизированного» отдыха. «Афиша» публикует проекты «Садовников» в ЮАО и Сиреневого сада на Щелковском шоссе, сделанные Британским бюро LDA Design (автором новой концепции Парка Горького) совместно с российским Alphabet City. У «парковой политики» сейчас много критиков, но что происходит, когда таких мест в городе практически нет? Город вымирает по вечерам – в этом убедилась побывавшая в Казани Юлия Зинкевич, автор проекта «С Городом на ТЫ» и руководитель проекта АРХИWOOD. А еще в Казани обширное и интересное наследие модернизма, но историю, замечает Юлия Зинкевич, предпочитают делать «новой и чистой», как в Старо-Татарской слободе. Как еще, помимо новой пешеходной улицы, изменилась Казань по завершении Универсиады, делает обзор портал The Village.
Сиреневый сад после реконструкции. Британское бюро LDA Design. Илл: Мосгорпарк
Сиреневый сад после реконструкции. Британское бюро LDA Design. Илл: Мосгорпарк
А портал Urbanurban.ru посвящает материал популярному лэнд-арт проекту Николая Полисского в калужской глубинке. В скором времени Николо-Ленивецкая артель совместно с  Центром территориальных инициатив «Архполис» приступит к трансформации пространства ландшафтного парка в сторону развития инфраструктуры, создания «среды для жизни, работы и творчества». В завершении обзора – о выставочном проекте «Never-Сибирск» про несостоявшиеся архитектурные преобразования Новосибирска. Как пишут в репортаже «РИА Новости», в экспозицию вошли проектные материалы по знаменитому Театру оперы и балета, который первоначально задумывался в роли Дома науки и культуры, Академгородку и многим другим известным местам города.