Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.12.2013

Блоги: 30 ноября–6 декабря

Наталья Коряковская

В блогах разбирают проект реконструкции Площади Революции бюро Wowhouse и проект музейного комплекса на Соловках, а также собирают виртуальную коллекцию архитектурной графики.

В блогосфере снова привлекают внимание к судьбе уникального ансамбля Соловецкого монастыря. На днях в журнале «Архнадзора» появилось открытое письмо директора бюро «Рождественка» и преподавателя МАрхИ Наринэ Тютчевой президенту САР Андрею Бокову с просьбой вмешаться в ситуацию с подозрительным «новостроем» вблизи памятника. Охранные зоны архипелага еще только будут утверждены к концу нынешнего года, а по сети уже путешествует проект нового музейно-административного здания, подкрепленный информацией на сайте Госзакупок, где объявлен соответствующий тендер. Портал «Мои-соловки.рф», например, утверждает, что архитектурно-художественный совет при губернаторе Архангельской области уже сделал свой выбор в пользу двух проектов санкт-петербургского КБ «ВиПС». Пользователям, кстати, предлагается проголосовать за один из них. Наринэ Тютчева, в свою очередь, считает неприемлемым ни размер сооружения, ни его месторасположение – «в зоне видимости ансамбля монастыря, на берегу Святого озера». Полюбопытствовать, что еще входит в федеральную программу по развитию Соловецкого архипелага невозможно, информации в открытом доступе нет, зато по сведениям Наринэ Тютчевой, всего в 500 метрах от монастыря готовится проект аэропорта, какие-то жилые дома и проч. Все проектируются «втихомолку, без конкурса, без привлечения экспертов соответствующего уровня, без законных оснований в виде проекта режимов использования территории», заключает автор письма.

В обстановке секретности до недавнего времени формировались и планы по реконструкции важнейших московских площадей – Триумфальной и Площади Революции. Впрочем, несколько дней назад на сайте Департамента капремонта все-таки появились четыре проекта: постфактум можно увидеть и проект компании «Трио», победивший в тендере по Триумфальной (а также два альтернативных) и проектное предложение Wowhaus по Площади Революции. Их появлению последовала неожиданная и радостная новость, что мэрия (услышав призывы общественности?) объявит новый тендер на реконструкцию Триумфальной. Поднявший интернет против проекта никому не известной компании «Трио» блогер Илья Варламов призывает идти до конца и доверить проведение архитектурного конкурса Москомархитектуре, а не «Департаменту плитки».

Площадь Революции. Концепция реорганизации. © Wowhaus. Изображение с сайта moskr.ru
Площадь Революции. Концепция реорганизации. © Wowhaus. Изображение с сайта moskr.ru

В мэрии, между тем, подтвердили, что до конца года может быть объявлен и конкурс по реорганизации Площади Революции, которую включили в список 14 «видовых объектов» по благоустройству на следующий год. Wowhaus, напомним, уже представляло свой предварительный вариант на открытой лекции в Центральном доме архитектора. Концепция предлагает открыть для обозрения Китайгородскую стену, организовав между стеной  и «Метрополем» пешеходную зону с уличными кафе и музеем московских фонарей. Пока о соперниках Wowhaus в будущем конкурсе ничего не слышно, кроме ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление», об участии котором пишет «Большой Город». Это, а также недавние крупные проекты Wowhaus по реконструкции Крымской набережной, Парка Горького, парка в Сокольниках и проч. заставляет блогеров думать, что архитекторы выигрывают за счет «коррупционного сговора с властями». Александр Купцов подозревает коллег в аффилированности [Подробное изложение позиции Александра Купцова см. ниже в комментариях к этому обзору] Валерий Нефедов, комментируя проект в блоге Ярослава Ковальчука, находит в проекте «страшно много «мертвой» поверхности с мощением» и «густовато засаженные фонари», впрочем, многим проект импонирует.
Площадь Революции. Концепция реорганизации. © Wowhaus. Изображение с сайта moskr.ru
Площадь Революции. Концепция реорганизации. © Wowhaus. Изображение с сайта moskr.ru

Тем временем, реконструкция – «европеизация» столичных общественных пространств с улицы плавно перетекла в интерьеры общественных учреждений. Тот же Илья Варламов делится впечатлениями от нового облика двух городских библиотек, которые, по мнению блогера, стали похожи на современные офисы.

Михаил Белов, между тем, пишет в своем блоге о том, как ситуация с тендерами на проектирование и строительство ухудшится с принятием нового ФЗ44.  Пресловутый госзаказ грозит новой волной халтуры, уверен Белов, и никакие конкурсы не помогут: «Публика будет обсуждать несколько, в принципе нереализуемых в подобных условиях конкурсов, на которые будут выбрасываться реальные средства, пиаровские ресурсы и, для модности, привлекаться иностранные гастролеры. Качество строительства будет падать, его стоимость будет расти. Качество архитектурной идеи будет дальше девальвироваться. Конкурсы терять легитимность и общественный смысл», – такой невеселый прогноз делает архитектор.

А Сергей Эстрин в своем журнале обращается к молодым архитекторам, призывая максимально использовать рисунок в своем профессиональном мышлении и не зависеть от «мастерства» программ-визуализаторов. Эстрин подчеркивает, что архитектурная графика – это не высиживание рисунка, «с обилием тщательно вырисованных кирпичиков и сухариков», а  «соединение рисования и мышления в одновременный процесс», умение на ходу изобретать и переводить архитектурное сознание на язык точных и красивых линий.

Архитектурной графике посвятил свой недавний пост и участник сообщества arch-heritage.livejournal.com Андрей Чекмарев, предложив ради нее учредить даже особый жанр постов – подборку графики по какой-либо теме. Публиковать блогер призывает и построенные, и невоплощенные проекты, потому как в замысле, по мнению Андрея Чекмарева, любая архитектура всегда «лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно, упирается в бюджет». В качестве вклада в будущую коллекцию архитектурных чертежей автор поста публикует рисунки Франческо Бартоломео Растрелли.

В завершение обзора вернемся к теме наследия, с которой начали:  у градозащитников, в последний месяц занятых новостями о спасении ядра Болшевской трудкоммуны – Дома Стройбюро в Королеве, появилась очередная «горячая точка». На этот раз  в опасности конструктивистский Банно-прачечный комбинат в Коломне, сообщается в блоге Екатерины Ойнас. На месте «храма чистоты и гигиены», выстроенного по проекту учеников знаменитых братьев Весниных и Моисея Гинзбурга, собираются строить торговый центр строительных материалов.