Лучшие идеи проекта «Чего хочет Москва», подробности грядущей реконструкции Триумфальной площади и готовые инвестпроекты для желающих спасти подмосковные усадьбы – в свежем обзоре прессы.
«Чего хочет Москва». Детский садик-теплица. Архитекторы Рустам Насриддинов и Ирина Михайлова. the-village.ru
Что станет со столичной Триумфальной площадью в ближайшее время остается секретом. Общественность волнуется, но выигравшая тендер компания «Трио» свою концепцию показывать отказывается. Посмотреть, что предлагали другие участники, тоже нельзя. В открытом доступе существует пока единственный визуальный образ новой площади, нарисованный бюро Megabudka, правда, не имеющий по сути никакого отношения к тому, что там будут делать. Порталу «Йополис.ру» удалось узнать кое-какие подробности о реальном проекте у архитектора Татьяны Буяновой, которую «Трио» наняла в качестве проектировщика. По ее словам, площадь решат «в стиле супрематизма»: «Это будет плоская площадь с элементами, которые ее разнообразят. Мы хотим сделать дизайнерские фонари в форме «флейты водосточных труб» и тематический рисунок по мотивам картин Якова Чернихова». Опускать памятник Маяковскому в «яму» не будут – это заведомо кощунство, говорит Татьяна Буянова. «Я прекрасно понимаю, сколько можно заработать на рытье ямы посреди площади – это алмазный карьер. Поэтому это больше похоже на популизм, идеи не видно», – замечает архитектор в сторону альтернативного проекта.
Интересные мнения по поводу реконструкции приводит портал The Village. Эдуард Лимонов, воплощающий собой «протестную» историю площади, например, считает, что проект появился с целью сделать подземный паркинг для переделанного «Пекина». А вот архитекторы, напротив, уверены, что площадь в нынешнем виде существовать не может и сама идея реконструкции правильная. Многие поддерживают и выдвинутую общественностью идею архитектурного конкурса. По мнению, в частности, Алексея Муратова, для общественных пространств, реконструируемых за бюджетные деньги, такие вещи «должны быть априори». Кстати, в проекте «Мегабудки» эксперт находит весьма здравые идеи разноуровневого пространства, «задающего несколько масштабов социальных взаимодействий, от площадного до вполне камерного». И даже пресловутая ступенчатая воронка, в которую погрузили статую Маяковского, не так ужасна, уверен Алексей Муратов, а скорее «навевает мысли и о том, что на площади сосредоточено несколько театров, и о том, что на Таймс-сквер в Нью-Йорке устроена подобная трибуна».
Между прочим, общественным активистам и молодым архитекторам, распираемым благими идеями городского обустройства, этой осенью был дан великолепный шанс их реализовать. Проект «Чего хочет Москва» несколько месяцев собирал идеи, потом архитектурные проекты, а теперь приблизился к финалу – презентации всех этих предложений на предстоящем Урбанистическом форуме. В подборке самых интересных проектов на все том же The Village оказались модульные «колхозные рынки», крыло ГМИИ им. Пушкина, нависающее над очередью в музейные кассы и оригинальные типовые детские садики – «теплицы».
К вышеупомянутому форуму «Афиша» опубликовала интервью с одним из участников социологического исследования московских периферий – главной темы Урбанфорума – Алексеем Левинсоном, который руководит социокультурными исследованиями в «Левада-центре». А на портале urbanurban.ru Петр Иванов разбирает логику российских градоначальников, предпочитающих «менять облик города» единичными, но очень дорогостоящими проектами. «Как Парк Горького создает «городскую среду европейского уровня» в границах собственного забора, а не в границах Москвы, так и эти культурные кластеры – замкнутые на себе системы», – заключает автор статьи.
Кстати о «креативных кластерах» – «РИА Новости» передает, что попечительский совет Политехнического музея накануне утвердил архитектурную концепцию своего музейно-просветительского центра на Ломоносовском проспекте. Напомним, ее разработала итало-российская команда «Massimiliano Fuksas Architetto» и «Speech», выигравшая конкурс еще в марте. Газета.ру посвящает недавний материал реконструкции стадиона в Лужниках, конкурс на который объявили на этой неделе. Из слов заммэра Москвы Марата Хуснуллина можно сделать вывод, что облик стадиона кардинально не изменится; главным образом, реконструируются трибуны и будет нарощен козырек крыши.
Концепция Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова. «Massimiliano Fuksas Architetto» (Италия) и «Speech» (Россия)
В той же Газета.ру координатор «Архнадзора» Константин Михайлов делится впечатлениями от стройки нового здания Мосгордумы на территории бывшей Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре. Градозащитник удивлен масштабами котлована в 20-ти метрах от федерального памятника, но еще более – авторством проекта, под которым оказалась подпись главного архитектора Сергея Кузнецова. Кстати, один из членов возглавляемого Кузнецовым архитектурного совета Москвы, немецкий архитектор Ханс Штимман тоже на днях оказался в центре внимания СМИ, на этот раз Калининграда, который в последнее время мучительно ищет идею реконструкции своего центра. Немилость Ханс Штимман заслужил за свое предложение вместо буквального построения макета довоенного Кенигсберга воспользоваться методом «критической реконструкции» и воспроизводить современными средствами только масштаб утраченной застройки. Автор статьи на Клопс.ру заключил, что тем самым Штимман разрешил застройщикам «приступить к освоению драгоценного пустыря в сердце города без особых заморочек».
Тем временем, ряд изданий отмечает окончание реконструкции всемирно известной библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Спасти от разрушения шедевр функционализма, кстати, помогли финны. Но вот подмосковным усадьбам (точнее, тем, что оказались на территории Новой Москвы) такой помощи ожидать неоткуда. В этой безрадостной ситуации заботу о памятниках взял на себя Центр капитализации наследия, в порядке частной инициативы занимающийся поисками инвесторов для реконструкции усадеб под готовые инвестиционные проекты – ресторанов, домов отдыха и проч. Подробности можно прочитать на страницах The Village, который на днях беседовал с авторами проекта – экс-директором социальных проектов школы «Сколково» Нунэ Алекян и членом «Архнадзора» Мариной Хрусталёвой.