Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.11.2013

«Промзоны должны стать частью городской ткани»

Алла Павликова

Отчет о круглом столе, посвященном реорганизации московских промзон, который прошел 19 ноября в Музее архитектуры.

Завод «Серп и молот» сегодня. Фото: serpmolot.com
Завод «Серп и молот» сегодня. Фото: serpmolot.com

Поводом для дискуссии стал конкурс на разработку концепции застройки территории завода «Серп и Молот», промежуточные итоги которого будут подведены уже на этой неделе. Модератором круглого стола выступила куратор спецпроектов журнала «Проект Россия»

Елена Гонсалес,
которая сразу поставила перед участниками вопрос: как сегодня следует поступать с такими промзонами, как «Серп и Молот», какие задачи следует ставить перед девелоперами и проектировщиками, и какими способами их необходимо решать.

Заместитель директора Института Генплана Москвы
Олег Баевский
напомнил, что идея реорганизации промзоны «Серп и Молот» возникла довольно давно. Впервые об этом заговорили в 1997, а спустя десять лет правительство Москвы утвердило территориальную схему для этой площадки. Баевский подчеркнул, что в генеральном плане Москвы она рассматривается как одна из ключевых для развития города в целом из-за близости к историческому центру и транспортной доступности. Реорганизация промзон, которые, по последним данным, занимают в городе около 19 тысяч гектаров – это, по мнению Баевского, не только освоение территориального ресурса, но и возможность существенно сократить количество санитарно-защитных зон, тем самым обогатив окружающие их пространства.

Первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики и развития Москвы

Олег Рындин
заметил, что любой район столицы содержит в себе множество градостроительных проблем, связанных, главным образом, с неразвитостью социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Потенциал промзон здесь мог бы быть очень востребован. Производство угасает, а территории промзон сегодня используются крайне неэффективно, поэтому следует детально изучить их потенциал, чтобы использовать его с пользой для города. Еще одним важным моментом в освоении производственных зон Рындин назвал выработку оптимальной формы взаимодействия между инвестором, собственниками и городом.

Начальник управления перспективного развития Департамента градостроительной политики

Андрей Петров
подчеркнул, что
«промышленные территории – это один из последних резервов города, прежде всего, для строительства улично-дорожной сети. Поэтому хотелось бы, чтобы разработчики концепции уделили больше внимания вопросу проницаемости территории, а также предусмотрели участки для рекреационных зон».

Одним из ярких примеров редевелопмента промзон стал проект развития территории завода «ЗиЛ». Об опыте планирования этого пространства участникам круглого стола рассказал один из авторов проекта,
 
начальник зональной мастерской № 15
Виталий Лутц
.
Он отметил, что территория «ЗиЛа» имеет общие черты с площадкой «Серпа и Молота». К примеру, в обоих случаях имеется ключевой правообладатель, что существенно облегчает организацию процесса. Но в проекте планировки подобных пространств необходимо учитывать прилегающие территории, особенно при разработке транспортной схемы. «Планируя дорожную сеть, – рассказал Виталий Лутц, – мы отходили на десятки километров от границ нашей площадки. Мы должны были очень хорошо понимать, как территория ЗиЛа будет взаимодействовать с городом. Это был мучительный и многосторонний поиск, учитывающий интересы города и потенциального инвестора». Также Лутц отметил, что проект планировки обязательно должен быть подкреплен планом реализации.

Главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов:
«помимо плана реализации есть еще одно очень важное направление – функциональное программирование территории, которое неразрывно связано с экономикой проекта. Нужно правильно спрогнозировать, как будет работать территория после реализации проекта. Промзоны должны стать частью городской ткани. Сделать это можно только при условии соблюдения баланса частных и публичных пространств, общественных первых этажей, насыщения территории объектами культуры и парковыми зонами. Разнообразие функций делает район живой и естественной частью города».

С Сергеем Кузнецовым согласилась
представитель заказчика конкурса, генеральный директор ЗАО «Дон-Строй Инвест»
Алена Дерябина:
«У нас точно нет задачи одну резервацию, промышленную, превращать в другую – например, очередной спальный район. Наша задача – создать продукт, который будет успешен с точки зрения востребованности рынком, что невозможно без учета интересов города. Мы тоже стремимся к многофункциональности. Нам важно создать внутри застройки такой функциональный набор, который позволял бы проживающим и работающим там людям удовлетворять все свои потребности. А кроме того мы планируем формировать новые центры притяжения для привлечения на эту территорию горожан».

Вице-президент НИиПИ Экология города

Анна Курбатова
остановилась на основных моментах, которые следует учитывать при разработке проекта этого участка: «Подходя к проектированию промышленных территорий, важно уже на начальном этапе понимать, что у любой территории есть свой потенциал, но есть и рамки развития. Определение этих рамок с точки зрения ресурсов потребления должно быть прописано на стадии разработки градостроительной концепции. Границы существуют только на бумаге – в природе, как и в городе, таких границ нет. Кроме того, следует учитывать фактор времени, обозначая четкие сроки реализации проекта. Период создания проекта должен быть столь же хорошо продуман, как и период проектирования».

О транспортных возможностях площадки «Серпа и Молота» рассказала
заместитель руководителя НПО ТиД № 5 НИиПИ Генплана Москвы
Татьяна Сигаева
«Участок находится на стыке юго-восточного и центрального округа, и именно у этой площадки имеется большой транспортный потенциал. Есть резерв, который сегодня реализуется – это северо-восточная хорда бывшего Четвертого транспортного кольца, новая распределительная транспортная магистраль, создание которой положительно скажется и на рассматриваемой территории. Планируется также развитие линии метро, недалеко от участка проходит линия МК МЖД, по шоссе Энтузиастов ходит трамвай, причем планируется сделать его скоростным на участке Четвертого транспортного кольца и ускоренным – в районе завода «Серп и Молот». Внутри района уже сложилась нарезка улиц, но, конечно, необходимо создание улично-дорожной сети внутри площадки завода.»

Сергей Кузнецов добавил: «если посмотреть на карту Москвы в этой части, то можно увидеть, что территории промзон – а это «ЗиЛ», Южный порт, «Москвич» и «Серп и Молот» – отрезают гигантский кусок города, делая его депрессивным. Это сказывается и на качестве недвижимости, и на качестве жизни. Редевелопмент таких территорий создаст систему внутренней капиллярной сети, что очень важно».

Руководитель направления «Юридическое сопровождение соглашений государственно-частного партнерства» Городского агентства управления инвестициями

Артем Барашев
рассказал о возможности реализации подобных крупных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
«На стадии проекта нужно учитывать как интересы государства и города, так и интересы частных партнеров. И здесь должно быть справедливое распределение рисков. В первую очередь должна оцениваться эффективность проекта,» – заключил Барашев.

«Подход к государственно-частному партнерству должен быть другим, – парировал
Александр Ольховский,
член наблюдательного совета ЗАО «ВТБ-Девелопмент»,

Государство не должно считать денежные средства, инвестируемые в проект так, как считает их частный инвестор, оно в первую очередь должно заботиться о благоустройстве, комфорте граждан, создании общественных мест. Качество жизни должно создаваться за счет бюджета. При этом государство должно очень хорошо сформулировать задачи, которые оно ставит перед инвестором». Что касается подхода к территории «Серпа и Молота», то здесь Ольховский отметил, что такие крупные площадки невозможно занимать монофункциональной застройкой: к примеру, нельзя десятки гектаров плотно застроить одним жильем. Только комплексный подход, обеспечение района общественными зонами и зданиями, необходимой социальной и транспортной инфраструктурой, устройство частой улично-дорожной сети, которая обеспечит высокую пропускную способность не только для внешних, но и для внутренних транспортных потоков позволят создать продукт, который найдет потребителя.

Подводя итоги, Елена Гонсалес высказала убеждение, что проекты, подобные «ЗиЛу» и «Серпу и Молоту» – это прецедент, способный спровоцировать преобразование и других промзон – не только в Москве, но и в других регионах страны.