Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.
Одним из участников международного конкурса на лучший проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону стало бюро Totement/Paper, разработавшее проект при участии коллег из бюро ZaBor.
«Нашей главной задачей было сделать путь пассажиров по аэропорту максимально комфортным – рассказывает Левон Айрапетов. – Поэтому мы постарались связать все точки входа, въезда, прилета, отлета, подъезда транспорта и поездов в единую рациональную схему, своего рода машину, которая окружает собой расположенный в центре комплекса природный парк, визитную карточку территории.
Путь пассажиров, как прибывших, так и отправляющихся, проходит по прозрачным галереям, расположенным по сторонам парка. Из галерей во внутреннее пространство парка выступают остекленные объемы общественных пространств: кафе, магазинов и зон отдыха. Таким образом пассажиры, находясь внутри техногенного ландшафта, постоянно соприкасались бы с природной стихией. Снаружи, с внешней стороны галерей, мы расположили объемы офисных зданий и гостиницы, намеренно сделав их заметными, возвышающимися над ландшафтом.
Образ аэропорта мы построили на сопоставлении двух противоположных элементов: воздуха и земли. Обтекаемая, изогнутая форма галерей напоминает потоки турбулентного воздуха – люди приехали сюда, чтобы улететь, и символические «потоки воздуха» подхватывают их и ведут к цели. Более устойчивый, спокойный объем аэровокзала, последняя точка перед взлетом, – символизирует землю».
Схема движения транспорта и пешеходов. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Генплан. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид сверху. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Схема разнообразных линий движения, действительно, стала главным сюжетом проекта. Архитекторы настолько увлеклись идеей организации потоков, что превратили ее в эффектный рисунок, напоминающий маску дикарского «бога воздуха» или орнаменты символистов начала XX века. Приглядевшись, на генплане можно обнаружить нос, глаза, лоб и даже подобие короны (ее зубчики – принимающие пассажиров самолеты). Причем в общий замысловатый рисунок укладываются не только объемные ленты стеклянных галерей, но и открытые дорожки парка. Объемы кафе и магазинов, вторгающиеся в пространство парка, на рисунке генплана напоминают боевую раскраску воображаемого божества, а завихрения парковых дорожек по бокам похожи на волосы.
Генплан. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Эскиз плана аэропорта. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Такой переход от рационального планирования потоков к завораживающей графике плана с точки зрения классического модерниста может показаться оскорбительным, но, с другой стороны, он хорошо подходит к заявленной архитекторами идее символизации земли / воздуха: проступающий на генплане замысловатый рисунок наделяет проект дополнительным смыслом и скрытой эстетикой, полулегально вплетенной в прагматическую схему организации движения пассажиров.
Впрочем, рисунок плана был бы виден только сверху. Изнутри пассажиры получили бы сеть прозрачных стеклянных галерей и павильоны, внедренные в природное пространство парка, открытые зеленому окружению и засаженные со всех сторон деревьями (архитекторы поместили зеленые насаждения везде, где это было возможно). Сложный «турбулентный» рисунок галерей и их ответвлений позволил обеспечить максимальное взаимопроникновение техногенной структуры аэропорта и природы парка, связав две разные стихии в один плотный узел.
Вид сверху, со стороны аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внутреннее пространство галереи © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Парк. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вход из галереи в здание аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьерр аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьер аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внешний вид зданий аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
|