Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.11.2013

Парк в зоне турбулентности

Юлия Тарабарина
Объект:
Конкурсный проект аэропорта «Южный» в Ростовской области
Адрес:
Россия, Ростов-на-Дону.
Архитектор:
Левон Айрапетов
Валерия Преображенская
Мастерская:
TOTEMENT/PAPER
Авторский коллектив:
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Егор Легков, Диана Грекова, Юлия Преснякова, Андрей Чердаков

Конкурсный проект аэропорта «Южный» бюро Totement/Paper: архитекторы сделали акцент на организации движения по аэропорту, проложив вдоль парка, предусмотренного программой конкурса, сеть крытых пешеходных галерей.

Одним из участников международного конкурса на лучший проект аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону стало бюро Totement/Paper, разработавшее проект при участии коллег из бюро ZaBor.

«Нашей главной задачей было сделать путь пассажиров по аэропорту максимально комфортным – рассказывает Левон Айрапетов. – Поэтому мы постарались связать все точки входа, въезда, прилета, отлета, подъезда транспорта и поездов в единую рациональную схему, своего рода машину, которая окружает собой расположенный в центре комплекса природный парк, визитную карточку территории.

Путь пассажиров, как прибывших, так и отправляющихся, проходит по прозрачным галереям, расположенным по сторонам парка. Из галерей во внутреннее пространство парка выступают остекленные объемы общественных пространств: кафе, магазинов и зон отдыха. Таким образом пассажиры, находясь внутри техногенного ландшафта, постоянно соприкасались бы с природной стихией. Снаружи, с внешней стороны галерей, мы расположили объемы офисных зданий и гостиницы, намеренно сделав их заметными, возвышающимися над ландшафтом.

Образ аэропорта мы построили на сопоставлении двух противоположных элементов: воздуха и земли. Обтекаемая, изогнутая форма галерей напоминает потоки турбулентного воздуха – люди приехали сюда, чтобы улететь, и символические «потоки воздуха» подхватывают их и ведут к цели. Более устойчивый, спокойный объем аэровокзала, последняя точка перед взлетом, – символизирует землю».

Схема движения транспорта и пешеходов. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Схема движения транспорта и пешеходов. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Генплан. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Генплан. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид сверху. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид сверху. © ТОТЕМЕНТ/PAPER


Схема разнообразных линий движения, действительно, стала главным сюжетом проекта. Архитекторы настолько увлеклись идеей организации потоков, что превратили ее в эффектный рисунок, напоминающий маску дикарского «бога воздуха» или орнаменты символистов начала XX века. Приглядевшись, на генплане можно обнаружить нос, глаза, лоб и даже подобие короны (ее зубчики – принимающие пассажиров самолеты). Причем в общий замысловатый рисунок укладываются не только объемные ленты стеклянных галерей, но и открытые дорожки парка. Объемы кафе и магазинов, вторгающиеся в пространство парка, на рисунке генплана напоминают боевую раскраску воображаемого божества, а завихрения парковых дорожек по бокам похожи на волосы.
Генплан. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Генплан. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Эскиз плана аэропорта. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Эскиз плана аэропорта. Рисунок Левона Айрапетова. © ТОТЕМЕНТ/PAPER

Такой переход от рационального планирования потоков к завораживающей графике плана с точки зрения классического модерниста может показаться оскорбительным, но, с другой стороны, он хорошо подходит к заявленной архитекторами идее символизации земли / воздуха: проступающий на генплане замысловатый рисунок наделяет проект дополнительным смыслом и скрытой эстетикой, полулегально вплетенной в прагматическую схему организации движения пассажиров.

Впрочем, рисунок плана был бы виден только сверху. Изнутри пассажиры получили бы сеть прозрачных стеклянных галерей и павильоны, внедренные в природное пространство  парка, открытые зеленому окружению и засаженные со всех сторон деревьями (архитекторы поместили зеленые насаждения везде, где это было возможно). Сложный «турбулентный» рисунок галерей и их ответвлений позволил обеспечить максимальное взаимопроникновение техногенной структуры аэропорта и природы парка, связав две разные стихии в один плотный узел.
 
Вид сверху, со стороны аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид сверху, со стороны аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внутреннее пространство галереи © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внутреннее пространство галереи © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Парк. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Парк. © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вид парка зимой ночью © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вход из галереи в здание аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Вход из галереи в здание аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьерр аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьерр аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьер аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Интерьер аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внешний вид зданий аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER
Внешний вид зданий аэровокзала © ТОТЕМЕНТ/PAPER