Новые пешеходные набережные в Москве и Самаре, книга Григория Ревзина и отреставрированный «Дом с кариатидами» – в свежем обзоре архитектурных блогов.
В каждом городе, где есть река, должна быть благоустроенная пешеходная зона вдоль набережной, часто пишут в блогах городские активисты. Впрочем, для местных властей очевиднее, что денег не хватает на дороги и школы, пишет, в свою очередь, блоггер Антон Буслов, да и благоустройство в стране понимают по-разному. В Самаре, например, до недавнего времени вместо набережной, по словам Буслова, была «длинная и вонючая полоска с кучей пластиковых сараев с кафе». И, о чудо, в ходе недавней реконструкции на ее месте появилась пятикилометровая рекреационная зона на европейский манер. Начали с устройства велодорожки, правда, неудачно: по словам блоггера, «дорожка вынесена на террасу, на которой она не может быть транспортной, а только прогулочной». Однако последующие очереди реконструкции вышли гораздо лучше: на набережной появились современные кафе, туалеты и детские площадки, отреставрирован фонтан «Парус». «Почти Ницца», – заключает Антон Буслов. «Хорошо бы к следующей очереди или к следующей реконструкции Самара еще начала бы заказывать проекты кафе и набережной у модных мастерских (как в Москве стали делать), а не у НИИ «ГенПланСтройСамараСпецПроект-24»», – добавляет пользователь mff. Другим городам, правда, не до моды: там, как пишут в комментариях, набережными либо вообще не интересовались с советских времен, либо, как, например, в Саратове, вместо реконструкции произвели нечто унылое и халтурное.
А в этом блоге – как раз то, что делают со столичной Крымской набережной «модные московские мастерские». Работы, правда, еще не завершились, но уже выстроили долгожданные павильоны вернисажа, поставили лавочки-лежаки, необычную уличную мебель, начали делать велодорожку с горками. Блоггеры, однако, и здесь добавили свою ложку дегтя и попеняли на качество укладки плитки, бедное «степное» озеленение и современные фонари – «виселицы»; впрочем, в остальном остались довольны. Неудобно только стало художникам, замечает gistory, которые теперь не смогут подъехать к павильонам, чтобы разгрузить свои картины. Впрочем, «картины – не мешки с картошкой, – отвечает gre4ark. – Зато теперь под дождём не намокнут».
В блоге realt.onliner.by в это время обсуждали архитектуру Астаны, вернее тот новый город, что за последние двадцать лет вырос на левом берегу Ишима. Город по азиатским меркам грандиозен и, как замечает автор поста, построен «на вырост»: например, знаменитый фостеровский «Хан Шатыр» в течение дня фактически пустует. Пользователь MelNik добавляет, что за этой красивой декораций на левобережье скрывается советская Астана, чей облик скорее удручает. Правда, по мнению блоггеров, это нисколько не умаляет местного архитектурного прорыва, который, кстати, по замечанию mr.Lord, удался и потому, что все проекты в Астане курируются лично президентом Казахстана.
А последнее двадцатилетие в российской архитектуре, тем временем, стало предметом исследования новой книги Григория Ревзина «Русская архитектура рубежа XX–XXI веков». К ее презентации Михаил Белов в своем блоге написал: «То, что сделал Г. И. Ревзин, культурный тектонический сдвиг. Он перевел период архитектуры времен гайдаровско-ельцинских реформ и лужковского правления в историческую плоскость». Сам же Михаил Белов, став одним из героев новой книги, с удовольствием ощутил себя в роли «исторического персонажа этого культурного артефакта».
В Петербурге история, вернее историческая недвижимость, буквально уходит из-под ног ее нынешних собственников, благодаря программе реновации нескольких кварталов в центре города. На днях, как пишет «Фонтанка», Совет по культурному наследию рассмотрел подготовленные Смольным поправки в федеральное законодательство, мешающее приступить к выполнению работ по осовремениванию кварталов «Конюшенная» и «Новая Голландия – Коломна», а заодно и к «зачистке» от местных жителей, добавляют в блоге. «Все части города, где действительно необходима реновация и где люди годами ждут расселения, никого не интересуют», – замечает пользователь Чистописание. Равно как и судьба исторической застройки, уверен JACQUELINE, «приберут самые лакомые дома, кое-как раскидают коммуналки. Никого здесь не интересует спасение города».
Зато у московских градозащитников есть весомый повод для радости – завершилась реставрация т.н. «Дома с кариатидами» (особняка Сысоева) в Печатниковом переулке, известного по кадрам кинофильма «12 стульев» и информационной кампании «Архнадзора», долгое время призывавшего власти остановить разрушительную реконструкцию. По словам dmitryl68, отреставрированный особняк сегодня «засиял свежими красками, как алмаз Орлов на скипетре». Опасения теперь вызывают соседние здания, образующие вместе с ним симпатичный кусок аутентичной старомосковской застройки, добавляет блоггер, поскольку одно время на их месте бытовал проект «шестиэтажной будки очередного бизнес-центра». «Особняк Сысоева не переживёт соседства с котлованом огромной стройки, либо станет просто-напросто неинтересен, потеряв своё исконное окружение», – заключает dmitryl68.
Ну а блоггер Илья Варламов продолжает серию постов о самых знаменитых архитектурных фотографах XX века Александром Родченко. Кстати, по фотографиям Родченко, пишет Варламов, можно изучать не только новаторскую для своего времени авангардную архитектуру, но и уникальные социальные явления новой формы обобществленного быта, вроде фабрик-кухонь или фабрик-прачечных, бывших тогда весьма популярными.