Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.09.2013

Блоги: 5–11 сентября

Наталья Коряковская

В блогах обсуждают проект «Чего хочет Москва», реконструированную Большую Дмитровку и концепцию многофункциональных культурных центров для российских регионов.

На просторах интернета продолжает свою миссию новый ресурс по сбору градостроительных предложений от горожан «Чего хочет Москва». До 20 сентября сайт moscowidea.ru и страничка в Фейсбуке собирают идеи от всех желающих улучшить столицу. А 1 сентября настала очередь профессиональных архитекторов и дизайнеров, которых теперь приглашают разработать конкретное решение одной или нескольких накопленных в проекте идей и до 15 октября загрузить его на сайт. Проект активно обсуждают в сети, в том числе и сами архитекторы. Некоторым полупрофессиональный подход к теме не нравится: «По-моему, это профанация, – комментирует на страничке Марии Фадеевой в Фейсбуке Елена Гонсалес. – Видимость движухи и демократии в ущерб профессии. У людей и так (благодаря Кацу и Варламову) сложилось впечатление, что любой распираемый благими намерениями горожанин может на раз решать вопросы планирования». На защиту профессионалов встал и Никита Асадов, по словам которого «хорошие идеи и побуждения вместо помощи и поддержки начинают использоваться в чьих-то интересах, ангажируются и довольно быстро выморачиваются». Зато Наталья Сухова, напротив, уверена в пользе городского активизма; по мнению архитектора, творческая и некоммерческая деятельность таких активистов не может быть демпингом и вредить профессиональному цеху. Кроме того, для начинающих – это еще и возможность реализовать свои некоммерческие проекты, добавляет архитектор, и донести свою идею до потенциальных инвесторов, пишет Мария Фадеева. Никита Асадов подытоживает, что сайт проекта, скорей всего, превратится в книгу жалоб и рекламную площадку молодых архитекторов и дизайнеров, где «одно с другим практически никак не будет связано».

Сами городские активисты, тем временем, искупают недостаток профессионализма завидной настойчивостью. Уже упоминавшийся блоггер Илья Варламов, кстати, на днях получил ответ Москомархитектуры по поводу судьбы Триумфальной площади. В комитете заверили, что охотно поддержали бы проведение архитектурного конкурса на ее благоустройство, если на то будет распоряжение Департамента капремонта, в ведении которого находится данная территория.

А активисты-градозащитники из «Архнадзора» на днях поздравили всех сочувствующих с открытием выставки «Градостроительная контрреволюция», которую после долгих скитаний приютил в своей галерее на Винзаводе Марат Гельман. «Архнадзору» всячески мешали это сделать до выборов мэра, но даже теперь, как пишут в блогах, у Гельмана из-за выставки были неприятности с руководством Винзавода.

В другом популярном блоге активистов по улучшению дорожной ситуации в столице proboknet.livejournal.com обсудили завершенную недавно реконструкцию Большой Дмитровки, которую фактически превратили в пешеходную, оставив для автомобилей всего одну полосу. Блоггеры нашли, что эстетика тут возобладала над логикой. Облик улицы с ее освобожденными от «автомобильного, асфальтового и рекламного хлама» архитектурными памятниками, несомненно, улучшился; однако не огороженные столбиками широченные тротуары будут искушать автомобилистов заставить их снова в три ряда, заметили пользователи.

В это время Сергей Эстрин размышлял в своем блоге о роли рисунка и умении рисовать в профессии архитектора. По мнению Эстрина, архитектурный рисунок не просто повышает профессиональную планку, но и убедительно действует на заказчика. Во всяком случае, сам архитектор, по его словам, визуализацию проектов всегда сопровождает эскизами. Посмотреть, как одно с другим взаимодействует, можно на сайтах Сергея Эстрина – Галереи Рисунков и Мастерской.

А в профессиональном сообществе урбанистов RUPA дискуссия развернулась вокруг инновационных проектов многофункциональных культурных центров в малых городах России. В блоге atner.livejournal.com анализируется один из таких пилотных «домов новой культуры». Автор блога отмечает, что «аналогия с советским ДК с его вездесущим агитпропом присутствует только на уровне исторического сравнения. Здесь нет того монументального строительства и высоченных колоннад», зато «присутствуют мобильность и эффективность, системность и возможность трансформаций». Это в теории, а на практике, как нашли урбанисты, новая версия МФКЦ, обсуждавшаяся накануне в правительстве, как раз походит на «стандартный советский ДК с кружками кройки шитья, песни и пляски». – «Грустно, что в сторону упрощения функционала центров с учетом местных условий; предполагаю полную деформацию идеи», – замечает Александр Водяник. Попросту «не доросли, всё скатится в сторону очередного ТРЦ», – добавляет пользователь neochapay.

Кстати, в Лондоне самую настоящую деформацию различных предметов, начиная от автомобилей и заканчивая ковриками у дверей, производит один из новых небоскребов. В сообществе ru_architect подивились, как вогнутый зеркальный фасад недостроенного здания неожиданно для архитекторов, и уж тем более для горожан стал работать как гигантская линза, в зоне фокуса которой можно даже поджарить яичницу.