Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.06.2013

Блоги: 13–19 июня

Наталья Коряковская

В сети продолжается популярная дискуссия вокруг проблем столичного транспорта; градозащитники обсуждают сокращение перечня охраняемых ЮНЕСКО пригородов Петербурга, а профессионалы – перспективы типовых проектов.

В сети продолжаются дебаты вокруг публикации доклада независимых иностранных экспертов- транспортников по столичным проектам Северо-Западной хорды и реконструкции Ленинского проспекта. Новую пищу для дискуссий дала сама мэрия в лице заммэра Марата Хуснуллина, который на днях неожиданно резко высказался в адрес авторов исследования. Как пишут в блоге «Эха Москвы», чиновник  прямо обвинил американского урбаниста Вукана Вучика в продажности: «Ну, вот понимаешь, уважаемый господин Вучек, вот  ты не занимаешься урбанистикой, ты занимаешься политикой. Тебе заплатили деньги, и ты политически рассказываешь, что люди хотят слышать». При этом главный аргумент Хуснуллина – уже построенный за 77 миллиардов Алабяно-Балтийский тоннель – главная часть будущей хорды.

Как пишет Андрей Чернов в сообществе урбанистов RUPA, дать отпор подобным «политическим решениям» можно только расчетами: «Все бьют себя кулаком в грудь «мамой клянусь, так надо делать», вместо того, чтобы сесть и посчитать. Неужели у НИиПИ Генплана нет транспортной модели? А если есть – ну выложи в открытую результаты моделирования». Сделать новую модель долго и дорого, поэтому по-настоящему независимый расчет не получится», – замечает на это Ярослав Ковальчук. А Александр Ложкин считает, что математическая транспортная модель весьма условна и в отсутствие опыта реализации транспортных проектов общегородского масштаба не поможет. «Модель нужна лишь для того, чтобы подтвердить решения, продиктованные опытом и здравым смыслом, – замечает критик. – Но если ни опыта, ни здравого смысла нет, никакие модели не помогут».

Впрочем, это никак не останавливает появление в сети все новых «знатоков» столичного транспорта, охотно вступающих в «популярную» дискуссию. К примеру, в том же блоге «Эха Москвы» о проблемах общественного транспорта в Москве рассуждает Олег Козырев. Как заметил на RUPA урбанист Александр Антонов, «конечно и у автора, и у комментаторов местами небольшой мусор в голове и иногда вдруг клинит логика, но очень высока доля хороших комментариев. Вот с этим сообществом нужно работать профессионалам. Немножко дорассказать, немножко показать противоречия».
 
Между тем, как пишет Олег Козырев, в Москве один из самых высоких в мире уровней пользования ОТ, и прежде, чем убеждать автомобилистов пересаживаться на трамваи, нужно, считает автор, поднимать их качество и еще не заставлять людей ехать через весь город в поликлинику или детсад. «Наземный ОТ строился как подводящий к метро, а не дублер, как в других странах, так что неудивительно», – замечает пользователь mostovoy по поводу качества. bin_cat предлагает решать проблемы пробок за счет «увеличения разреженности застройки», а rerkbyf – за счет сокращения маятниковой миграции.

Еще один вариант предлагают «Городские проекты». Приоритет ОТ и, главным образом, трамвая, блоггеры Максим Кац и Илья Варламов показали в виде красноречивой картинки, на которой 700 с лишним автомобилей стоят в глухой пробке на Садовом кольце; активисты считают, что эти 700 человек могли бы ехать в двух трамваях. Однако пользователям сети расчеты показались неубедительными: «711 человек в двух трамваях – это только на головах друг у друга, – замечает, например, пользователь  dimon22_g. – Причем трамвай едет не туда, куда нужно этим 711 человекам, а туда, куда у него маршрут».

В потоке популярных суждений о градостроительстве, тем временем, остро не хватает авторитетного профессионального мнения, особенно с уходом классика современного урбанизма Вячеслава Глазычева, про которого на днях писал в своем блоге философ Александр Раппапорт: «Энергия глазычевской речи обязана индивидуальности его подхода, личной удивленности, пораженности видимым, личной погруженности в проблематизацию». Елена Гонсалес в комментариях добавляет – для Глазычева было характерно умение «не только увлечься темой, но и сосредоточиться на ней – и удерживать это сосредоточение долгое время. Без этого никакого «момента» и никакой «ситуативности» не бывает. Ну и вкус к размышлениям. Не публицистика, а эссеистика. Жанр в нашем деле крайне редкий».

Между тем, эксперты-урбанисты в сообществе RUPA серьезно задумались над растущей волной протестных движений городских активистов. «Еще год назад подавляющее большинство специалистов считали, что публичные слушания и всякая партиципация – это блажь и бессмысленная трата времени,  – пишет Александр Антонов по поводу скандальной стройки в центре Ижевска. – Однако необходимость помощи специалистов явно видна. Готовы ли принять эту помощь активисты?» Тем временем, в Ижевске против строительства микрорайона на территории зеленой зоны, помимо общественности высказались и архитекторы. Как рассказывает в своем блоге a-karenin, в частности, архитектор Михаил Хазанов, приглашенный застройщиком в жюри, выступил против возведения многоэтажного монстра, однако предусмотрительно был смещен с места председателя с правом вето.

В Чебоксарах волну протестов вызвал проект застройки Парка имени 500-летия города, где собираются возвести этнокомплекс «Амазония». В блогах опасаются, что громкая заявка обернется застройкой парка банальными коммерческими объектами, да еще и за счет бюджета. Подробности можно прочитать в блоге solovjovnikolay.

В блоге «Частная архитектура» в это время развернулось интересное профессиональное обсуждение перспектив типового строительства. Архитектор Антон Кнутов предложил для дискуссии разработанный им проект современного жилого дома Krafthouse. Всё, что задумано в нем – не новость, пишет автор, эти идеи давно озвучены, более того, все они по отдельности реализованы: соинвестирование, экопоселок, монохромная среда, вертикальное озеленение, бескарнизные кровли и. т.д. Новость в том, что проект Антона Кнутова – бесплатный и идея автора заключается в создании свободно распространяемых проектов по аналогии со свободным (открытым) программным обеспечением.
 
Коллеги по цеху, тем временем, заспорили, уместна ли на рынке такая «благотворительность». Вот, например пользователь Architipai считает, что такая типология и философия создает нездоровую конкуренцию, хотя хорошо подошла бы под социальное жилье. А блоггер под ником Джонни, напротив, пишет, что среди халявщиков, использующих проект бесплатно, обязательно найдутся те, кто согласится доплатить за нужную им функциональность; в итоге подобные проекты помогут вытеснить с рынка самострой и повысить качество исполнения.

В блогах «Фонтанки» и «Живого города» в последние дни страсти кипели вокруг письма  российского МИД с предложением снять с попечения ЮНЕСКО центры практически всех исторических пригородов Петербурга. Вслед за этой информацией депутата ЗакСа Алексея Ковалева со стороны официальных ведомств последовало опровержение, однако письмо успело наделать много шума. Для блоггеров причина ясна – «сначала исключить город из числа объектов всемирного наследия, а потом принимать снова. Ну а в промежутке можно развернуться... да хоть с той же реновацией центра», замечает, к примеру пользователь mar__ . – «ЮНЕСКО попросила определиться. Ну, и определились радостно», – добавляет Arnor, подразумевая, что рекомендации прошедшей год назад 36-й сессии комитета в России так и не начали выполнять.

А вот в Перми с охранными зонами намечаются перемены к лучшему: как пишет в своем блоге архитектурный критик Александр Ложкин, для их разработки использовалась новая методика, суть которой заключается в последовательном обосновании ограничений и принятии четких регламентов: «Не надо будет ходить за согласованиями в Министерство культуры и проводить дорогостоящие историко-культурные экспертизы /…/ регламенты сразу дадут четкий ответ: можно ли строить, или нет, и если можно, то что? Всё будет совершенно прозрачно», – заключает Ложкин.
 
И наконец, архитектор Сергей Эстрин в своем блоге делится впечатлениями от международной выставки современного искусства Art Basel и в, особенности, от архитектуры самого Базеля и близлежащих городков: «Ожидаешь увидеть барочные, модерновые, ар-деко фасады по всему пути следования. Ищешь богатые дворцы и массивные соборы. А что находишь? Аккуратные квадратные домики имени общежития в Мытищах». Эстрин пишет, что архитектурный «протестантизм», оказывается, навязан местным церковью,  дабы «не вводить во искушение красотой новых строений»; впрочем, впечатления компенсирует знаменитая выставка, представляющая, по словам автора блога, самые необычные и интеллектуально-изысканные образцы дизайна со всего мира.