Андрей Боков – о том, что ни он лично, ни «Моспроект-4» не участвуют в конкурсе на фасады ГТГ; о том, что студенческий конкурс, о котором говорилось на брифинге, оказывается, уже завершен. А также о составе участников конкурса и об архитектурной цензуре.
Андрей Боков. Фотография предоставлено пресс-службой САР
31 мая мы опубликовали анонс конкурса на решение фасадов нового корпуса Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, основанный на сообщениях организаторов и на том, что говорилось во время брифинга, посвященного старту конкурса. К сожалению, не вся информация оказалась верной. Вчера мы получили от директора института «Моспроект-4» и главы Союза архитекторов России Андрея Бокова опровержение, которое и публикуем ниже:
«Информация, опубликованная в интернете, не вполне соответствует действительности, а именно ни я, ни институт «Моспроект-4» в конкурсе не участвуем.
Кроме того, студенческий конкурс уже прошел. Проекты студентов, к сожалению, пока всерьез не рассматривались, хотя представляют, на мой взгляд, несомненный интерес. Оценить работы студентов взялся архитектурный совет Москвы, а галерея, я надеюсь, выразит со своей стороны участникам конкурса благодарность и отметит лучшие работы.
«Моспроект-4» занимается проектом нового корпуса галереи на протяжении 15 лет. За это время было создано несколько версий проекта. Последняя версия прошла экспертизу, и было получено разрешение на строительство. Сейчас идет речь о корректировке утвержденного проекта.
Результатом совместных усилий института и галереи стали объемно-пространственные решения, полностью соответствующие актуальной идеологии музейного комплекса. От принятия решения по выбору из свыше двух десятков решений фасадов, предложенных институтом, новое руководство галереи весьма деликатно устранилось, как и от попыток сформулировать задание. Руководство галереи приняло предложение главного архитектора города Москвы дополнить высказывания, предложенные институтом «Моспроект-4», рядом приглашенных архитекторов, и за многие годы в городе и стране возникла уникальная ситуация, когда судьбу знакового здания может и должно решить профессиональное сообщество.
Я рассматриваю конкурс, предложенный главным архитектором города, как форму оказания коллегами профессиональной поддержки, консультации, экспертизы в решении непростой проектной задачи. Поэтому естественным было бы согласование списка участников, мнение которых для меня и моих коллег, было бы ценным, и продуктивным в интересах решения этой задачи. К сожалению, по непонятным для меня причинам этого согласования не было, и окончательный состав сложился без моего участия. Весьма неожиданным оказалось появление в списке г-на Чобана, от приглашения которого в моем присутствии главный архитектор города поначалу решительно отказался.
Условием для участия было согласие с существующими планировочными решениями, ставшими основой проекта, который разрабатывается в предельно сжатые сроки и пересмотр которых заказчиком не обсуждается. Архитектурному совету города как высшему архитектурному органу, по моему мнению, предстоит завершить профессиональную экспертизу предъявленного обширного материала.
Если этот опыт окажется удачным и будет принято убедительное, адекватное решение, опирающееся на проделанную работу, не будут нарушены авторские права, то будут все основания считать этот опыт позитивным и в своем роде уникальным. То есть мы получим инструмент для решения самых сложных профессиональных задач через подобные конкурсы. И такой опыт Союз будет приветствовать, и я как его президент тоже.
Если же подтвердятся худшие опасения, что конкурсы подобного рода в нарушение профессиональной этики и авторских прав становятся формой недобросовестной конкуренции, формой архитектурной цензуры, поводом для разделения на своих и чужих, итоги конкурса не будут иметь ни поддержки профессионального сообщества, ни перспектив.»
А.В. Боков
|