В блогах дискутируют о резонансных поправках в московский градкодекс и пользе публичных слушаний, разбираются в проекте реконструкции исторического центра Минска и новой концепции застройки Грозного на ближайшие десятилетия.
Концепция застройки города Грозного. Проспект Кадырова. Иллюстрация: u1ver.livejournal.com
Московские власти решили посодействовать застройщикам и отменить публичные слушания по градпланам земельных участков (ГПЗУ). Согласно поправкам, подготовленным Мосгордумой, с жителями планируется обсуждать только самые общие вещи на уровне генплана города. «Вместе с жителями побеждает отсталость», – уверен инициатор поправок депутат Михаил Москвин-Тарханов. – «Где победили граждане, а застройщик ушел, там стоят развалины, пустырь, грязь, помойка…», – цитирует журнал «Афиша» высказывания депутата. Блоггеры не разделили сожалений депутата о том, что город таким образом теряет «большие средства и большие возможности», впрочем и иллюзий об эффективности слушаний никто не питает. Градозащитники напоминают, что зачастую эти собрания превращаются в фарс с нагнанной массовкой, что, впрочем, не может быть поводом для их отмены. Наоборот, необходимо расширить полномочия публичных слушаний и проводить их более корректно, пишет координатор «Архнадзора» Дмитрий Лисицын, поскольку, по убеждению градозащитника, на сегодняшний день это едва ли не единственный законный способ как-то сдерживать бизнес.
Зато архитекторам, которые каждый раз тратят на слушания свои деньги и нервы, станет легче жить – они, замечает на странице «Объединения разработчиков градостроительной документации» в Фейсбуке Александр Острогорский, с удовольствием обойдутся без отягощающей процедуры. Между тем вовсе отменить слушания у московского правительства не получится, уверен Александр Антонов, это будет противоречить федеральному закону. «Обсуждать ГПЗУ, конечно, глупость, – согласен Александр Ложкин, – но под сурдинку хотят сократить сроки информирования граждан и превратить публичные слушания в пустую формальность».
В Минске тем временем именно по такому сценарию разворачивается публичное обсуждение проекта реконструкции исторического центра с воссозданием т.н. Минского замчища. По словам жителей, представленные схемы и чертежи не позволяют понять, что именно реконструируется. А пользователи портала onliner.by между тем активно обсуждают позицию председателя Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича, который назвал нынешний проект фальсификацией утраченной исторической среды. Впрочем, в сети на этот счет нет единого мнения: кто-то недоумевает зачем восстанавливать «провинциально-местечковую застройку XIX века». Вот что пишет, к примеру, блоггер Пантнера: «Нужно строить нормальный современный мегаполис, уютный для жизни, а не пытаться доказать свое великое прошлое, для этого у нас Гродно и Несвиж есть». Беспокойство у пользователей вызывают, кстати, не только исторические памятники, но и собственные дома, на месте которых пользователь PIMP в проекте обнаружил парковки.
В блоге u1ver.livejournal.com развернулось не менее острое обсуждение новой концепции застройки города Грозного, обнародованной вслед за его новым генпланом. На визуализациях Грозный после 2030-го года не уступает Дубаю – с небоскребами деловых центров на проспекте Кадырова и улице Маяковского, современными жилыми кварталами на месте Центрального рынка и внушительным зданием Совета депутатов, который в народе прозвали «Сфинкс». В сообществе RUPA подсчитали, что к 2030-му году в Грозном будет жить 7-8 млн человек – маловато, чтобы заселить «все эти хоромы». А сегодня, как замечает Александр Антонов, Грозный это мертвый город. Его жители, между тем, подтверждают, что построенные небоскребы наполовину пустуют. «Это очередной Город Солнца, который невозможен, как Вечный Двигатель, – соглашается Vitaliy Drobilenko. Благоустройство территории вторично по отношению к социально-политическому устройству государства, пишет пользователь, так что для реализации такого проекта нужно сделать Чечню «эмирской монархией и крупнейшим в мире поставщиком нефти». Блоггеры, кстати, заметили, что на картинках напрочь отсутствует общественный транспорт – автор журнала отмечает, что восстановление бывших в довоенном городе трамваев и троллейбусов в проекте под вопросом.
О том, можно ли выстроить город с нуля и какая вообще архитектура способна образовать ткань города, заспорили в блоге Михаила Белова. К дискуссии присоединились Александр Ложкин, Левон Айрапетов и Лара Копылова. На вопрос – может ли из одних только модернистских зданий сложиться город, равноценный историческому, инициатор дискуссии Михаил Белов отвечает однозначно отрицательно, подкрепляя свою позицию красивой аллегорией: «Классические архитекторы это пауки, ткущие города. Модернистские – сороки, которые стаскивают всякую всячину в кучи».
Хорошей иллюстрацией к этому дискурсу мог бы стать модернистский жилой комплекс Корвиале в Риме, любопытный репортаж о котором написал в своем блоге Денис Ромодин. Корвиале – место нетуристическое, достаточно сказать, что сами римляне называют его чудовищем. Il Mostro, между тем, очень напоминает московский дом-корабль на Тульской, замечает автор журнала. Блоггеры рассуждают о причинах непопулярности модернистской архитектуры каждый по-своему. Вот, например, met0 пишет так: «Корбюзьёвцы во всём мире одинаковы – от Бразилии до Милтон-Кинс. Везде одно и то же убожество и торжество мнимой целесообразности при полном непонимании человеческой природы». А Boris Vorobyev нашел в проекте Корвиале и чисто технические просчеты вроде плоского фасада, никак не защищенного от прямого солнца.
В конце обзора приведем интересный отчет в блоге albokarev.livejournal.com, где собраны основные события, касающиеся памятников деревянного культового зодчества на территории России за 2012 год. В отчете три части – утраты, реставрации и консервации. К счастью, первая не перевешивает остальные: храмы не только разрушаются от ветхости и горят, но и восстанавливаются. Блоггеры, тем временем, спорят о том, какой внешний вид при реставрации следует возвращать церкви с последующими перестройками и констатируют абсурдную ситуацию с включением храмов в реестр памятников: оказывается, первичные противоаварийные работы проще проводить на зданиях, статуса памятника не имеющих – меньше бумажной волокиты, заключает автор блога.