Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.01.2013

Блоги: 27 декабря–9 января

В праздничные дни блоггеры увлеченно обсуждали градостроительные проблемы столицы – развитие подземки и пешеходных маршрутов, образование института Градпланирования и приспособление ансамбля Ново-Екатерининской больницы под размещение Мосгордумы.

Новый архитектурный год начался в Москве с создания Института градостроительного планирования. Архитекторы нововведение встретили неоднозначно: например, Александр Ложкин на странице «Объединения разработчиков градостроительной документации» в Фейсбуке заметил, что основная цель столичных властей – уйти таким образом от 94-го ФЗ, «создать спойлер в виде государственного автономного учреждения, которому можно давать заказы без конкурса». Если до нынешнего времени все московские конкурсы на градпроектирование выигрывал НИиПИ Генплана, то и теперь «работать будут те же», – заключает критик. Некоторые считают, однако, что стабильный коллектив профессионалов, занимающихся пространственным развитием города, Москве как минимум не помешает. А если он еще и будет готовить почву для проведения градостроительных конкурсов, то вообще замечательно. Правда,  благая инициатива вполне может оказаться пустой, замечает Александр Антонов: «Конечно, большой стабильный институт – всем удобнее. И власти, и директору института, и работникам. Иллюзия важности «накопленной базы знаний и опыта» очень сильна…. Но в реальности получается то, что получается», – замечает архитектор.

Наряду с градостроителями развитие Москвы в новых границах продолжают обсуждать и сами горожане. В журнале Ильи Варламова блоггеры развернули дебаты вокруг схемы расширения столичной подземки и облика новых станций. А таковых, напоминает Варламов, в 2012 году открылось сразу три – «Алма-Атинская», «Новокосино» и «Пятницкое шоссе». Блоггеры как всегда категорично вынесли вердикт: первая – «типичная дизайнерская «залепуха», «нелепость и дешевка», зато «Пятницкое шоссе» – станция «традиционная», «привычная», «вполне достойная и даже красивая», особенно своей каменной облицовкой. Впрочем, куда большую озабоченность у сетевых пользователей вызывает сама схема метро, в которой, по мнению многих, не хватает хордовых линий либо новых колец. «Как можно строить новые станции, не разобравшись с кольцами», – возмущается блоггер govorikrasivo. – Пока нет разветвленной системы соединений и не только по принципу колец, но как в Лондоне, например, нечего открывать и удлинять метро».

Об архитектуре современных станций метрополитена пишут и питерские блоггеры. Поводом стало открытие станции «Бухарестская», которая, как отмечает в своем журнале пользователь minakovas, наконец сделала полноценной Фиолетовую ветку – «теперь она соединяет два мегаспальника: Комендантский аэродром на севере и Купчино на юге». Любопытно, что петербуржцы своим станциям предпочитают оформление московских, в которых, как пишет, например, пользователь batonmedved, «хоть и меньше благородного камня, дизайн намного более аскетичен и современен». А еще жители северной столицы завидуют столичным темпам развития подземки – в Питере в ближайшие два-три года новых станций вводиться не будет, следующая – только «Театральная», в 2015-2016 гг., замечает автор блога.

Станция метро «Бухарестская». Фото: minakovas.livejournal.com
Станция метро «Бухарестская». Фото: minakovas.livejournal.com

А москвичи, тем временем, по-прежнему остро переживают кампанию по расширению пешеходных зон в центре города, сопровождающуюся обширной заменой асфальта тротуарной плиткой. Больше всего недовольны автомобилисты, для которых перекрытыми оказались целые улицы. Вместе с ними паникуют и местные жители, которым, видимо, придется отвыкать от использования личного транспорта. Уже упоминавшийся Илья Варламов, в чьем блоге недавно появилась подробная схема пешеходных маршрутов на 2013 год, подтвердил, что планы у Департамента транспорта довольно радикальные: например, полностью закрыть движение по Крымской набережной или улице Никольской. Между тем, многие москвичи согласны были бы видеть пешеходными даже целые районы, например, Китай-город. Пользователь hitrovka предлагает восстановить китайгородскую стену, вывести офисы и администрацию, а здания использовать под гостиницы с кафе и выставочными залами на первых этажах. Пешеходными блоггеры советуют сделать и Кадаши, и Поварскую улицу, главное – подходить к вопросу системно, пишет canaris. – «Пешеходные районы должны образовывать некоторую систему маршрутов: маршрут либо закольцован, либо оканчивается у метро».

Этому, между прочим, можно было бы поучится у Торонто, где существует крупнейшая в мире сеть пешеходных тоннелей PATH, о которой пишут в сообществе ru-architect. Эта система длиной 28 километров связывает под землей десятки деловых зданий, станции метро, вокзал, достопримечательности и паркинги и позволяет, не выходя на мороз и ветер, купить продуктов, доехать до работы или сходить в кинотеатр. К слову сказать, многие из тех, кто ежедневно приезжает или живет в центре Москвы, предпочли бы именно такой комфорт нынешним пешеходным маршрутам, рассчитанным, как думают блоггеры, на туристов, да и то лишь в теплое время года.

Между тем, далеко не все вообще верят в то, что Москву таким образом можно сделать привлекательнее для туристов – по мнению некоторых блоггеров, за нынешним обустройством пешеходных зон гораздо более вероятен передел недвижимости на фоне массового переноса административно-торговых площадей, и контракты на производство и укладку плитки. Последнему, кстати, пользователь chistoprudov посвятил целое исследование, сравнив, как работают плитоукладчики у нас и в Германии.

Плитку в Москве, как оказалось, укладывают с невероятной скоростью по сравнению с немцами, правда иногда прямо на лед. Так же стремительно, между тем, сносят старые здания, особенно те, вокруг которых ведутся споры с градозащитниками. Так, сайт «Архнадзора» сообщил в праздники, что ранним утром 1 января неожиданно снесли два хозяйственных корпуса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре. На их месте столичные власти планируют строить новое здание Мосгордумы. Кое-кто из блоггеров, тем временем, попытался оспорить ценность неказистых построек. Впрочем, градозащитников в этой истории волнует не столько это, сколько то, что корпуса снесли необследованными, что вместо реконструкции теперь здесь выстроят нечто, не имеющее ничего общего с исторической средой и, наконец, то, что в мэрии на этот раз действовали ничуть не менее вероломно, чем их недавние предшественники.

Что же касается исторической ценности, то понятие о ней у блоггеров, не состоящих в рядах градозащитников, весьма расплывчатое. Вот, например, в блоге всё того же Ильи Варламова аудитория на днях долго спорила о том, сносить или оставить на Красной площади мавзолей. В итоге среди сотен комментариев нашлись немногие здравомыслящие, увидевшие в уникальном сооружении А.В. Щусева не просто саркофаг для усопшего вождя, но главную трибуну руководства страны и памятник архитектуры, давно ставший самостоятельной культурной ценностью.

И далее о памяти вождей. Вчера Юрий Аввакумов в своем блоге на Сноб.ру с печалью прокомментировал факт переноса обстановки кабинета Давида Саркисяна из административного флигеля в пространство флигеля-Руины. Известный архитектор и куратор деликатно сетует на то, что новому директору не удалось ужиться с мемориальным кабинетом, и приводит поэтическую аналогию творческого хаоса кабинета Саркисяна – рождественский вертеп Жоакина Машаду де Каштру из базилики Эштрела в Лиссабоне. Надо признать, что сходство действительно обнаруживается. Но особенно удалось Юрию Аввакумову название поста: «кабинет-вертеп», в нем определенно что-то есть.