Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.12.2012

Блоги: 29 ноября–5 декабря

Наталья Коряковская

На этой неделе блогосферу всколыхнула информация о реконструкции Александровского сада и подробностях проекта в Зарядье. Градозащитники возмутились экспозицией Москвы на выставке DENKMAL-2012, а архитекторы начали подводить итоги года.

На этой неделе в прессу просочились детали проекта на месте снесенной гостиницы «Россия»: газета «Ведомости», ссылаясь на источники в Москомархитектуре, пишет, что наряду с парком здесь проектируют также  концертный зал на 1500 мест и обширные подземные сооружения – паркинг на 500 машин и общественную зону. Читатели возмутились: почему нельзя сделать просто парк или даже убрать под землю транспорт, расширив прогулочную зону на всю набережную, как советует пользователь Мордвинов. Впрочем, против филармонического зала читатели особенно не возражают: плохо будет, если реализуют развлекательную подземную часть с торговыми точками для туристов, замечает «Банкир Копейкин», тогда Зарядье имеет шансы превратиться в подобие Манежной площади.

Тем временем, рядом с самой «Манежкой» разворачивается невероятная «реконструкция»: в Александровском саду вырубают деревья, а к Кутафьей башне пристраивают два стеклянных павильона, «напоминающие цветочные ларьки у Киевского вокзала». Репортаж с места событий в блоге drugoi стал в эти дни одной из самых обсуждаемых тем в сети. Блоггеры выясняют зачем вырубили здоровые липы полувековой давности: то ли не по линейке были посажены, то ли видеонаблюдению и снайперам помешали, заключают авторы комментариев. Правда, пользователь mishbanych утверждает, что идёт не вырубка, а восстановление исторического облика сада по документам XIX века.

1930-годы, Александровский сад. Фотография с сайта lidiya-nic.livejournal.com
1930-годы, Александровский сад. Фотография с сайта lidiya-nic.livejournal.com

По поводу фундаментальных пристроек к кремлевской башне мнения тоже разделились: градозащитники еще с лета жалуются в ЮНЕСКО и просят вернуть старые киоски-кассы, тогда как другие блоггеры считают реконструкцию входа вынужденной необходимостью, поскольку, как замечает, например, abunin, «через эту крохотную башню  должны пройти практически за полчаса-час около семи тысяч зрителей, идущих на какой-нибудь концерт в ГКД». Во всяком случае, в Версальском дворце на входе стоят точно такие же «ларьки» с камерами хранения, добавляет abunin, не говоря уже про пирамиды Лувра.

Между тем, не исключено, что нынешнему проекту благоустройства у Кремля присвоят еще какую-нибудь награду – реконструкцию стадиона «Динамо», например, недавно наградили на Международной выставке по сохранению и реставрации объектов наследия DENKMAL-2012. И это несмотря на то, что памятник как таковой был почти полностью уничтожен. На материал, размещенный по этому поводу на сайте «Архнадзора», откликнулись многочисленные градозащитники. Они рассуждают о том, как защитить международный имидж России от «псевдореставраторов» и как следовало бы отреагировать западным экспертам на этот очевидно конъюнктурный проект Банка ВТБ, спонсировавшего и участие Москвы в нынешней выставке. Наталья Самовер, например, пишет о том, что Запад мог бы быть менее толерантным к чужому вандализму и не стесняться писать об этом в прессе.

Тот же «Архнадзор» на днях начал собирать подписи и написал письмо главе государства в защиту исторического особняка на Воздвиженке, 9, описанного в романах Л.Н. Толстого и принадлежавшего деду писателя. В доме начинается реконструкция, последствия которой могут быть самыми непредсказуемыми, сообщают активисты движения, учитывая, что здание сняли с охраны в 2009 году. Однако, как отмечают некоторые блоггеры, памятник уже был однажды выпотрошен в ходе реконструкции лет 10 тому назад, сохранив из старого лишь часть фасадной стены с балконом. Так что спасать «дом старика Болконского» сегодня, наверное, поздновато, заключают сетевые пользователи.

В некоторых блогах, тем временем, уже начали подводить итоги архитектурного года. На страничке журнала «Проект Россия» в Фейсбуке, например, можно задавать вопросы главному архитектурному критику страны Григорию Ревзину. А архитектор Михаил Белов в той же социальной сети опубликовал небольшое эссе с весьма печальным диагнозом российской архитектуре, которая, по его мнению, впала в глубокий кризис и перестала интересовать общество. Города, пишет автор, задыхаются от пробок и сотрясаются протестами против любого нового строительства, несмотря ни на какие генпланы, градсоветы, конкурсы, глубокие и дорогостоящие урбанистические исследования. В то же время сами архитекторы «живут жизнью внутренних междусобойчиков и награждают друг дружку премиями»,сетует Михаил Белов.

Архитектор и философ Александр Раппапорт причины этого кризиса ищет в области метафизики. Публикация его лекции на Архи.ру вызвала интересную дискуссию. Архитекторы поспорили о трансцедентной природе стиля, о тиражировании мертвых штампов, которыми, по мнению автора, наполнена современная архитектура, и, наконец, о самом жанре, в котором выступает Александр Раппапорт. Другие увлекательные тексты о философских аспектах архитектуры можно почитать в его блоге «Башня и лабиринт».

Илья Варламов подводит итоги своим «Городским проектам», в рамках которых волонтеры успели за полгода основательно изучить качество пешеходной среды в районе Щукино и на Тверской улице. К числу своих достижений блоггер причисляет, в частности, запрет парковок на тротуарах от Пушкинской площади до Кремля. Сетевые пользователи, правда, предположили, что причиной запрета стало требование ФСО, а вовсе не желание превратить Тверскую в Елисейские поля, засадив еще и деревьями. Впрочем, почти все приветствовали привилегию пешеходов на тротуарах, хотя для большей эффективности предложили установить ограждения, сигнальные столбики или зеленые насаждения, препятствующие упорному желанию некоторых водителей оставить тут свое авто.

Проблему пешеходного движения в Москве продолжили обсуждать в блоге architip, автор которого попытался наглядно объяснить, что такое связность района и чем так опасно грядущее превращение жилых улиц в бессветофорные магистрали.