Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.11.2012

Блоги: 15–21 ноября

Наталья Коряковская

В блогах на этой неделе критикуют выставку «Города для людей», реставрацию Большого театра и намерение Минкультуры провести новый конкурс на здание ГЦСИ. Популярными публикациями в сети стали также новые станции минского метро и конкурс на концепцию развития центра Петербурга.

Креветки. Живопись тушью © Сергей Эстрин
Креветки. Живопись тушью © Сергей Эстрин
Маститые архитекторы, раньше как-то не очень погруженные в стихию web-2.0, все больше времени уделяют общению в блогах и социальных сетях. В этом выпуске представляем вам блог Сергея Эстрина, в котором безусловно доминирует собственная графика архитектора (блог так и называется: «Галерея рисунков»). Хотя встречаются и размышелния о том, почему «самые выразительные и известные дома уже давно либо музеи, либо загородные виллы». Последний пост посвящен экспериментам с техникой китайской живописи, а предыдущий – коллекции антикварных чернильниц, которую собирает архитектор. Он заканчивается рассказом о том, как купленная в Италии чернильница эпохи Наполеона III вызвала живой, хотя и беспристрастный интерес на таможне.
Чернильница эпохи Наполеона III из коллекции Сергея Эстрина. Фотография: блог Сергея Эстрина estrin-gallery.livejournal.com
Чернильница эпохи Наполеона III из коллекции Сергея Эстрина. Фотография: блог Сергея Эстрина estrin-gallery.livejournal.com
В блогах продолжают обсуждать результаты конкурса на концепцию развития исторического центра Петербурга на примере территорий вокруг Марсова поля и Новой Голландии. Жюри выбрало проект «Студии 44» Никиты Явейна, который, по мнению многих, оказался наименее радикальным. Этим он понравился и сетевой аудитории, впрочем, у блоггеров тут же появились сомнения в возможности его реализовать. Читатели блога «Фонтанки», например, заметили, что красиво нарисованные променады единой пешеходной зоны по улицам Галерная и Миллионная с кафе и фонтанами в нашем климате вряд ли будут такими же симпатичными как в Париже или Барселоне. Между тем, и сам конкурс был изначально фантазерским, посчитали участники другой дискуссии в том же блоге: центру, по их мнению, нужны не только общественные пространства, но главным образом, решение проблем транспорта и обветшавшего жилого фонда, а их-то в конкурсных работах и не оказалось.  
Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» © АМ «Студия 44»
Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» © АМ «Студия 44»
Министерство культуры, тем временем, не теряет надежды построить суперздание для Центра современного искусства (ГЦСИ). Окончательно отказавшись от проекта Хазанова-Миндлина, ведомство теперь будет проводить новый конкурс. Между тем, члены Общественного совета, как отмечается в блоге Мнения.ру, рекомендуют выделить для ГЦСИ уже существующее здание, к примеру, Провиантские склады. С этим согласны и сетевые читатели блога, например, журналист Валентин Дьяконов считает новое строительство слишком большим бюджетом на культуру даже «по московским меркам», тем более что «любое культурное строительство, начиная с нулевых годов («Винзавод», например) – дело во многом личное, даже если сама инициатива государственная», заключает автор комментария.

С неожиданными противниками столкнулся и еще один громкий проект – строительства православного храма Александра Невского на набережной Бранли в Париже. Французские СМИ пишут, что проекту пытаются помешать в Елисейском дворце якобы по указанию самого Франсуа Олланда, решившего таким образом свести счеты с его инициатором Николя Саркози. Российские блоггеры не столь охотно вдаются в интриги, зато пишут, что проект и без политики не жизнеспособен. Например, пользователь Titus отмечает, что собор не соберет достаточного количества прихожан и, если уж вкладывать деньги в пропаганду русской культуры, то уместнее было бы создавать русские центры при университетах.
Проект российского культурного духовного православного центра на набережной Бранли в Париже ©  Мануэль Нуньес-Яновский, бюро «Арх Групп»
Проект российского культурного духовного православного центра на набережной Бранли в Париже © Мануэль Нуньес-Яновский, бюро «Арх Групп»
В Минске открылись очередные три станции метро первой линии. Как комментирует блоггер vadim-i-z, новый дизайн довольно разнообразен – тут и мотивы осеннего сада с грушами в человеческий рост на станции «Грушевка», и звездный купол на «Петровщине». Пользователей архитектура станций тоже впечатлила, а вот графику надписей раскритиковали.

В группе «Архитекторы и архитектура» ВКонтакте обсудили, до чего российские заказчики могут изуродовать проект в ходе реализации. Так, в опубликованной в группе фотографии торгового центра «Премьер» едва ли можно узнать первоначальный проект. Пешеходное пространство перед входом, как замечает пользователь Тёма Зайцев, превратилось просто в большую парковку, а витражи заменили уродливой дешевой облицовкой. Однако некоторые блоггеры обвиняют в этом и самих архитекторов, в задачи которых, как пишет пользователь Андрей Никитин, помимо «рисования иллюзий», входит и оценка возможностей заказчика.

В музее архитектуры до 26 ноября открыта выставка «Города для людей», кураторами которой выступили блоггер Илья Варламов и щукинский муниципальный депутат (и тоже блоггер) Максим Кац. Удобная городская среда – это «несложно и для этого не нужно сумасшедших денег», считают авторы и показывают, как применить европейский опыт к решению московских проблем с парковками, общественными зонами, засильем рекламы и.т.п. Впрочем, все это других блоггеров почему-то не убедило: пытаться превратить Москву в европейский город, прочертив велодорожки и расставив уличные пепельницы – смешно, считают читатели «Афиши»: «Москве надо не на Копенгаген равняться, а на Дубай», – замечает Valery Subbotin. – Социальное устройство определяет город, Москва не Европа». Хотите европеизированный центр – придется поменять его социальный состав, считают блоггеры, выселить дешевых арендаторов и жильцов, не способных оплачивать парковку своего авто, и оставить только элитные офисы, жилье и культурные учреждения. А «пепельницы и остановки – это не развитие города, это повышение комфорта проживания, – заключает пользователь Бардак. – Для этого дела эти парни может быть и хороши, но развитием города пусть занимаются специалисты». Детали проекта обсудили также в блоге ottenki-serogo, где опубликован фоторепортаж монтажа выставки во флигеле «Руина».

Впрочем, в городе Йошкар-Ола проблемы градоустройства решили еще более оригинально: выстроили новый городской центр, состоящий из архитектурных «цитат» Голландии, Италии и даже Московского Кремля. Как отмечает автор поста periskop, вид открывается причудливый: «кремлёвская стена, башни, стрельчатые арки, храмы, позднесоветский модернистский театр» и даже «площадь Сан-Марко», добавляет Александр Ложкин, как ни удивительно, с царь-пушкой.

На прошедшей неделе интерес к результатам реконструкциии Большого театра, вспыхнувший, было, ровно год назад, когда реконструкция была завершена, неожижанно проснулся у Тины Канделаки (видимо, телеведущая решила сходить в театр, или почитала архив прессы). Она опубликовала в своем блоге грустный пост о том, что «на месте храма искусства теперь стоит рыночный ларек». Старинные интерьеры, по словам Канделаки, лишились подлинных деталей и уникальной акустики: куда-то исчезли старые бронзовые ручки и канделябры, двери из цельного дерева и антикварные стулья из лож, «на которых сиживали еще цари и генсеки». Вероятно, поклонники телеведущей впервые обратили внимание на факт состоявшейся реконструкции, потому что пост оказался очень популярен и быстро вышел в топ Яндекса, хотя вопросы были поставлены и ответы даны уже давно.

Впрочем, не все участники обсуждения в блоге Канделаки поверили рассказу, сопровожденному фотографиями интерьеров с мобильного телефона. Например, пользователь alexat уверяет, что все старые дверные ручки на месте, а новые – в новых дверях, которых до реставрации не было; то же самое с канделябрами и гримуборными. Чтобы не врать, нужно простое фотосравнение «было-стало», считает блоггер. Правда нашлись и те, кто засвидетельствовал появление в театре и «пластмассового золота», и трещин, и дешевых туалетов.