Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.11.2012

Пресса: 12–16 ноября

Алла Павликова

На этой неделе в прессе обсуждают итоги конкурса на проект развития исторических кварталов в Петербурге, дальнейшую судьбу ЗиЛа и ВВЦ, и, как обычно – транспортные проблемы.

Пешеходная Галерная улица («Серебряная верста»). Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия»
Пешеходная Галерная улица («Серебряная верста»). Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия»
© архитектор-художник В. И. Лемехов Студия 44
«Афиша» опубликовала десять шагов на пути решения транспортной проблемы в российской столице, предложенные бизнесменом Максимом Ликсутовым, с подробными комментариями экспертов. Так, предложение Ликсутова создать новые маршруты и выделенные полосы для общественного траспорта прокомментировал Михаил Блинкин. По его мнению, реализация этого замысла сложно осуществима, но возможна. Потребуется пересмотреть всю систему маршрутов, обновить парк автобусов и троллейбусов, должны появиться магистральные и внутренние маршруты. Александр Чекмарев положительно оценил идею ввода единого билета на все виды транспорта: это позволит избежать скопления людей и сэкономит время. Сергей Ткаченко подтвердил необходимость ввода платных парковок в центре столицы. Предложение о легализации рынка такси прокомментировал Федор Новиков, впрочем заметив, что из-за легализации таксистов может стать меньше, а цена на их услуги возрастет.
 
Максим Ликсутов также предлагает разработать схему велодорожек, а весь московский общественный транспорт оснастить системой ГЛОНАСС. Эффективность дальнейшего развития метрополитена, по замечанию Александра Высоковского, во многом зависит от трассировки. Также, по его мнению, необходимо строить «легкое метро».
 
Бизнесмен предлагает запустить московскую кольцевую дорогу. Одним из самых важных шагов должно стать создание целостной транспортной системы в Москве, что в результате могло бы кардинальным образом изменить транспортную ситуацию в городе: «общественным транспортом будут пользоваться на 20% больше жителей, при этом в среднем на дорогу от работы до дома будет уходить не час с лишним, а 45 минут» – заключает Максим Ликсутов.

О позиции и роли Департамента по природопользованию и охране окружающей среды корреспондент «Афиши» побеседовал с его руководителем Антоном Кульбачевским. Речь зашла о строительстве метро в Битце, вырубке деревьев на Таманской улице, участии департамента в решении транспортной проблемы. Обсуждалась также программа благоустройства парков, в частности – судьба Измайловского парка. Антон Кульбачевский успокоил: «нет никаких планов по застройке Измайловского парка, на особо охраняемых природных территориях нам разрешено возводить некапитальные объекты в рекреационных зонах: беседочки, лавочки, дорожки, лыжни, пункты проката». Однако по мнению руководителя департамента, площадь особо охраняемых природных территорий в Москве сильно раздута, «из 17 000 гектар всего лишь около 10 000 га – это зеленые территории, а остальное – это улично-дорожная сеть, это здания и сооружения сторонних пользователей, коммуникации». Необходимо провести ревизию московских территорий. Для этой цели создается единая рабочая группа по проблемам экологии.

RBC daily сообщают о планах мэрии Москвы относительно освоения территории промзоны ЗиЛ. По данным источника на территории 450 га в Нагатинской пойме планируется реконструировать и построить 4,5 млн кв. м недвижимости. Проект планировки обещают утвердить до конца 2012 года. Ранее из четырех концепций развития территории ЗиЛа, разработанных немецкой компанией Uberbau GBR, голландской Mecanoo Architecten, французской Valode & Pistre и российским бюро «Проект Меганом», столичные власти выбрали предложение отечественного участника. Проект обещает быть грандиозным по своим масштабам и типологическому и инфраструктурному разнообразию. Но поскольку инвестор до сих пор окончательно не определен, а финансовая модель пребывает в стадии разработки, судьба ЗиЛа остается под вопросом.

«Фонтанка.ru» рассказывает об итогах конкурса на лучший проект развития исторических кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. Победителем стал проект «Студии 44» Никиты Явейна, которая по заявлению жюри, «наиболее четко определила цели конкурса, провела хороший анализ и выработала методику, показав «аккуратную технологию» работы с развитием территорий». Ранее та же Фонтанка.ru подробно рассматривала все проекты, участвующие в конкурсе. Свою точку зрения на ту же тему высказал портал The Village, присовокупив к статье комментарии членов жюри. Например, Александр Сокуров однозначно заявил «Я за проект, где больше аналитики и продуманности, это Студия 44».
 
Концепцию редевелопмента Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) обсуждает RBC daily. В прошлом году Белый дом одобрил предложение Года Нисанова и Зараха Илиева, которое позволяло реконструировать павильоны ВДНХ и построить около 600 тыс. кв. м недвижимости. Однако правительство Москвы эти объемы не устраивают по причине отсутствия транспортной инфраструктуры. По мнению Правительства Москвы требуется серьезная проработка транспортной схемы вокруг ВВЦ. 

«Московская перспектива» рассматривает позицию главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о переходе на новые принципы проектирования жилых кварталов. В ходе круглого стола с ведущими проектными иснтитутами Москвы Сергей Кузнецов раскритиковал индустриальное проектирование и домостроение времен 1960-х гг. Даже сталинские кварталы, по мнению главного архитектора, куда более современны. Позже он пояснил журналистам, что о сносе уже существующих зданий, речи не идет, но новые жилые кварталы и строиться должны по-новому, чтобы устранить сложившийся дисбаланс и сделать массовую застройку более разнообразной.

«Известия», «Московский комсомолец» и «Московские новости» наблюдают за реализацией программы передачи памятников архитектуры в аренду за рубль взамен на научную реставрацию. «МК» предупреждает, что инвесторам придется тратить на реставрацию в 5 раз больше ее изначально заявленной стоимости. «Московские новости» рассказывают об аукционе на право арендовать исторические памятники по льготной ставке 1 рубль за квадратный метр, который пройдет в Москве уже сегодня.  А «Известия» сообщают приятную новость для инвесторов, вложившихся в реставрацию памятников архитектуры до начала действия данной программы. Они получат те же льготные арендные ставки. 

«Московская перспектива» пишет о проекте новых пешеходных улиц в Москве, о котором в ходе форума «Городское хозяйство. Пути развития» рассказал заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. По его словам, уже разработано 98 маршрутов пешеходных зон в разных административных округах столицы. 30 из них будут реализованы в 2013 году.

МАрхИ все-таки вычеркнули из списка неэффективных вузов, в который он попал ранее. Сейчас идет тщательный анализ всех творческих вузов, в ходе которого было принято такое решение, – рассказал «Известиям» Хромов, – Это первые московские вузы, исключенные из списка. В дальнейшем специалистами нескольких министерств будут разработаны более объективные критерии оценки качества нашего образования».

Александр Ложкин рассказал корреспонденту сиб.фм о принципах градостроительной политики и фиктивности существующих генпланов. В частности речь шла об обновленном генплане Новосибирска, мастер-плане Перми и амбициях власти, не способной реализовать грандиозные замыслы.

А замыслы в Перми, действительно, грандиозные. Вице-премьер краевого правительства Надежда Кочурова и министр строительства и архитектуры Пермского края Дмитрий Шаповал продолжают вести переговоры с Петером Цумтором, по проекту которого предполагается строить здание для Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ).  Об этом пишет «Новый компаньон».

Портал The Village рассматривает новую площадку для создания творческого кластера в Санкт-Петербурге. Теперь в качестве потенциальной территории выбраны Адмиралтейство, доки и Летний сад в Кронштадте. 

А «Санкт-Петербургские Ведомости» рассказывают о конкурсе на лучшее архитектурно-художественное оформление брандмауэров в Петербурге. Конкурс был объявлен в октябре нынешнего года, и первоначально предполагалось, что его итоги будут подведены 30 ноября. Теперь выяснилось, что соревнование продолжится и в будущем году. «Представители КГА признали, что целью конкурса является в большей степени создание базы данных предложений по оформлению брандмауэров и прочем наружном городском дизайне, а не соревнование на роспись конкретной глухой стены» – сообщается в статье.