Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Проект ТРК в поселке Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Архитекторам предложили поучаствовать в небольшом закрытом конкурсе на проект торгово-развлекательного комплекса. Заказчик поставил участников конкурса в достаточно жесткие рамки: на сравнительно небольшом участке требовалось спроектировать крупный многоуровневый торговый центр и вместительную надземную автостоянку (так как заказчик вполне оправданно не хотел обременять себя трудоемкими и дорогостоящими земляными работами).
Участок расположен в семи километрах от МКАД, на краю поселка Московский, недалеко от развязки, ведущей с Киевского шоссе на Боровское. Поселок (по размерам – уже почти город) стремительно развивается, и сейчас он состоит наполовину из гигантских теплиц, где в промышленных масштабах выращиваются овощи-фрукты, а наполовину – из панельных домов, которые активно прирастают целыми микрорайонами новых жилых многоэтажек. На соседнем с будущим торговым комплексом участке несколько лет назад снесли теплицы и строят все те же гигантские дома. Рядом планируется соорудить новую развязку в сторону Москвы, продолжить бульвар поселка к востоку. А новый торговый комплекс должен расположиться за бульваром, на месте временного магазинчика, продающего дачникам саженцы из теплиц (его преемником станет садовый центр на первом этаже здания).
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Ситуационный план© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Форма участка – многоугольная, границы пятна застройки достаточно витиеваты и напоминают схематично нарисованный домик с трубой или даже профиль с длинным носом, который смотрит на запад, в сторону Киевского шоссе. Так как полезной площади требовалось много, а участок – сравнительно небольшой, то его необходимо было занять целиком.
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. План 1 этажа. Функциональное зонирование© АМ Сергей Киселев и Партнеры
В конкурсном проекте пятиуровневая парковка занимает прямоугольник в юго-восточной части, а собственно торговый центр – треугольник, обращенный к шоссе и бульвару. Таким образом торговая часть здания примеряет на себя всю замысловатую конфигурацию плана с множеством граней, углов и небольших выступов, а отнесенный вглубь более спокойный объем автостоянки служит фоном.
«Подобную задачу – соединения в одном объеме надземной парковки и торгового комплекса, нам уже приходилось решать, в частности в проекте ТРК в Южном Бутове, хотя там было значительно просторнее – говорит Владимир Лабутин. – В данном случае уместить требуемые торговые площади и парковку на отведенном участке было достаточно сложно, так как по условиям конкурса мы не могли использовать подземное пространство».
В представленных вариантах на структуру комплекса наложены разные фасады, которые объединены между собой яркостью цветового решения, а также темой диагонали.
В первом варианте проекта главная роль отведена цвету. Фасады покрыты стеклом и рекламой, – а там, где остаются глухие незаполненные плоскости, появляется крупный пиксельный рисунок. Яркий – синий, желтый, красный, и, в отличие от традиционных «пикселов», нерегулярный: где-то рисунок повернут по диагонали под углом 45 градусов, где-то границы цветных пятен меняют направление, образуя треугольники и трапеции – словом, все вместе больше похоже даже не на модную пиксельную раскраску, а на русскую абстрактную живопись 1910-х. Чтобы усилить аналогию, несколько рекламных мест архитекторы заняли укрупненными воспроизведениями картин Малевича. Получился калейдоскоп, в котором, как среди зеркал, чередуются в некоем порядке картины, похожие на крупный орнамент, и полотна рекламы. Все это наложено на сложную крупно-рельефную структуру фасада (который, как мы помним, с точностью повторяет, экономя метры, каждый выступ пятна застройки), пересекается диагональным выступом траволатора и дополняется еще несколькими консольными выступами (что тоже добавляет метров, да-да). Чередование этажей совершенно теряется, и здание превращается в трехмерный вариант картины авангарда, объемный коллаж.
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Здесь надо заметить, что архитекторы мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» много работают с ярким цветом: достаточно вспомнить дом «Авангард» (там был классический крупно-пиксельный рисунок), ТРК в Южном Бутове (штрихи цвета на сером «холсте») или проект жилого комплекса в Мытищах (который был построен на трехмерной оптической игре с оттенками радуги). Проект в Московском добавляет к этому ряду еще один вариант – здание, выросшее из абстрактной картины классического авангарда. (Нельзя не заметить, что это – целая тема, и раньше над ней размышляли больше иностранные «звезды»: Дэвид Аджайе в здании бизнес-школы «Сколково» или Эрик Эгерат в проекте дома, который ему не дали построить на Якиманке.)
Второй вариант, предложенный архитекторами СКиП для ТРК в Московском, спокойнее и не столь заряжен ассоциативным рядом. Фасады расчерчены тонкими штрихами древесно-коричневых диагоналей с вкраплениями переливчатого, как перо колибри, желто-оранжевого цвета. Эти «лучи» предполагалось выполнить из панелей ROCKPANEL Chameleon, меняющих оттенки в зависимости от освещения и угла зрения. В рисунок фасадов также вкраплена реклама, хотя во втором варианте ее меньше, чем в первом.
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Намеренное включение рекламы, ее художественное осмысление – тоже общая особенность двух вариантов проекта архитектурной мастерской СКиП. Это решение выглядит осмысленным и здравым: прямо скажем, для торгового комплекса рекламные щиты необходимы и лучше, когда они не портят замысел архитектора, неизбежно вторгаясь впоследствии. В обоих вариантах становятся органической частью общего замысла, важной частью образа и заодно громко извещают всем о назначении здания.
Возникшая в итоге образность созвучна когда-то популярной песне Марыли Родович «Разноцветные ярмарки» – теплая ностальгия, перешедшая на стены здания, выглядит вполне уместной. Теплично-панельному окружению определенно не хватало яркого акцента; да и с Киевского шоссе его было бы неплохо видно. В одном из вариантов архитекторы предлагали даже крышу торгового комплекса сделать разноцветной – так, чтобы жители высоких соседних домов, выходя на балкон, видели яркое пятно. Отчего, как надеялись авторы, жить стало бы веселее.
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Пятно застройки© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Транспортная схема© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Первый вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Торгово-развлекательный центр в городе Московский. Второй вариант© АМ Сергей Киселев и Партнеры
|