Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.10.2012

Блоги: 18–24 октября

Наталья Коряковская

Интернет-сообщество на днях взорвалось негодованием, узнав, что чиновников не будут выселять за МКАД, а построят для них квартал недалеко от Кремля. Недовольны блоггеры и политикой нового главного архитектора Москвы, а также проектами реконструкции исторических кварталов Санкт-Петербурга.

Снос гостиницы «Россия». Фото: ИТАР-ТАСС
Снос гостиницы «Россия». Фото: ИТАР-ТАСС

В последние дни блоггеры с увлечением обсуждают провал громкого градостроительного проекта по переезду госчиновников на территории «Новой Москвы». Как сообщает источник газеты «Известия», в Кремле решили, что такой переезд «экономического эффекта не принесет» и не разгрузит Москву от пробок. Вместо этого федералов переселят поближе к Кремлю – недавно президент поручил управделами проработать вариант создания такого правительственного квартала в центре. В качестве возможных площадок специалисты называют территорию бывшей гостиницы «Россия» и Поклонную гору. «Тут всё ясно – просто не смогли. Оказалось слишком сложно, – пишет в комментариях к статье на портале Газета.ру Alexey Orel. – Ведь все вопросы до сих пор в России решались просто вбухиванием максимального количества денег без внимания к эффективности. В случае с переездом максимальное количество денег показалось бы слишком большим. А об эффективности слишком долго забывали думать, разучились. Непонятно как распределять транспортные потоки, как потом до аэропорта добираться и.т.д.» – «Надеюсь, что маразматичность затеи строительства анти-Москвы в совхозе «Коммунарка» будет осознана прежде, чем потратят миллиарды», – сетует tryapitchkin. Впрочем, проект уже успел навредить, в частности, подмосковному Троицку, считает ziggy_from_mars: «Зачем нужно было разваливать административное управление Троицка и близлежащих поселков, выгонять оттуда ГИБДД, поднимать плату за ЖКХ и другие тарифы, забивать пробками Калужку?»

Дискуссии на эту тему развернулись также в комментариях на порталах ridus.ru, «Рамблер новости», газете «КоммерсантЪ»: «Проект расширения Москвы – это бездарное решение или проще авантюра, – считает Миша Петров, – бюджет должен работать на развитие всей страны, ее регионов /…/, а Москву не надо продолжать портить расширением и увеличением людей, ее надо уменьшить до 5-6-ти миллионов». – «Теперь хоть честно объяснили, кто поедет в Новую Москву, – замечет Станиславович. «Известия» уточняют, что в ближайшие годы за МКАД перевезут студентов: на новых территориях для пяти крупных столичных вузов построят учебные кампусы. «Конечно, в пробках виноваты студенты, которые в большинстве, пользуются общественным транспортом», – иронизирует в комментариях к статье Наталья Иванова. А блогер Дедегор отмечает, что подобное эксперты предсказывали еще в самом начале проекта: «Первые упоминания о Большой (новой) Москве были связаны с необходимостью вывести из переполненного центра органы власти, но уже тогда скептики говорили, что Власть останется, а на выселки поедут расселенцы из ветхого фонда, пенсионеры, жители сносимых панелек, вот студенты – тоже».

Другой повод для градостроительной дискуссии дало интервью главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Российской газете». Больше всего участников спора задели его высказывания о том, что в центре остро не хватает жилья, при том что именно здесь расположено до 90% рабочих мест. По словам Кузнецова, нужно, чтобы человек, живя на Тверской, мог бы в этом же районе и работать, а «живя в Химках – работать в Химках». Из первой части этого высказывания читатели сделали вывод о готовящейся застройке центра, во вторую не поверили вообще. «Предлог, чтобы опять начать безобразную застройку, – пишет в комментариях Дмитрий Плетнев. – Нет уже места, дороги, парки, площади планируй, а не новую застройку». – «Только ненормальные предпочтут жить в центре офисных зданий и спать под бесконечный рев машин!» – считает succub7 mystery. «То что предлагается, было в Москве до постройки метро», – вспоминает Петр Солодков. – Это называется «рабочий район», когда жилые кварталы строились вокруг производства, банально из-за невозможности добраться из другого района на работу вовремя». – «Это что – строить вместе дома рядом с предприятиями, рядом с трубами?» – возмущается finan2010.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото: http://budenpos.blogspot.ru/
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото: http://budenpos.blogspot.ru/

Альтернативную программу главному архитектору предлагает пользователь под ником «асурин безумный спецназ»: «Можно сделать Москву как слоеный бекон... слой жилья, слой рабочих мест, слой жилья поэлитнее, слой рабочих мест поэлитнее... ближе к центру финансовая и административная элита (административные частные дома давать чиновникам на время службы, как Белый дом Обаме)... все в центре отреставрировать и переделать излишки ресторанов, тошнотных дешевых магазинов и т.п. под частное жилье элите... выселяйте нафик всех и запрещайте в центре сдавать помещения под офисы».

В блоге Ильи Варламова, тем временем, пользователи обсудили качество нынешней архитектурной среды. Автор предложил сравнить советскую и современную автобусные остановки – «Друзья, расскажите мне, что случилось у нас с архитектурой? Где былое изящество и внимание к деталям? /…/ Посмотрите на эти криво сваренные, ржавые конструкции, на две железные лавки на всю остановку…» В ответ ribaksuty предлагает привлекать к созданию городской среды профессиональных дизайнеров: «Можно на уровне закона в каждый район прикрепить главного дизайнера, который будет подчиняться не управе, а главному архитектору. Будет собирать пожелания людей, следить за объявлениями, вывесками». – «Какое тут будет качество, если оплата труда сдельная, и чем быстрее сделал – тем больше заработал?» – удивляется coronel85. А zoltan0 вообще считает, что качественных построек всегда было немного, просто «рядом с ВДНХ была показушная советская единственная в своём роде такая вот остановка».
Автобусные остановки. Фото: Илья Варламов, zyalt.livejournal.com
Автобусные остановки. Фото: Илья Варламов, zyalt.livejournal.com

О сохранении среды исторических и, в частности, литературных мест столицы заспорили читатели «Афиши», которая опубликовала проект реконструкции музея Булгакова на Большой Садовой. Напомним, что согласно идее итальянской студии Габриеле Филиппини музейная экспозиция выходит далеко за пределы знаменитой квартиры №50 и включает павильон для временных выставок в соседнем сквере и плавучий театр на Патриарших прудах. – «Плавучий театр на пруду? Отличный способ убить атмосферу окончательно, ещё надёжнее чугунных лисиц, – возмущается в комментариях к статье Маша Кирикова. – Сейчас там хотя бы липы на месте, ограды и скамейки, а будет сплошной перфоманс, видеоарт, инсталляции и вообще чёрт знает что». – «Все эти штуки с проекциями – это дурь от узнавания инноваций и желания прыгнуть в неизведанное», – соглашается DJart. По мнению пользователя, такой «ненавязчивый павильон – это очень красиво, но требует постоянной дотации. Например, отлично делают такие вещи в ЦПКиО – пуфики для чтения, но спонсорство там просто гигантских масштабов». Вместо театра DJart предлагает воспользоваться парижским опытом начала XX века и возвести на прудах большую кофейню-террасу с атмосферой, в которой мог бы родиться «настоящий живой дискурс» о том же Булгакове: «Очень большая – действительно большая веранда с очень дешевым и очень хорошим кофием, чтобы люди приходили читать стихи, спорить о «инсталляциях» или играли френч музик, соберет больше людей».

 «Вы наверно не очень понимаете, что будет, – обращается к авторам плавучего театра Михаил Коробко, – в районе Пресня Вам придется пройти процедуру общественных слушаний и, давайте быть реалистами, Вы ее не пройдете! Предпочтение отдадут лебедям с их домиками на пруду, а не театру, т.е. ничего там Вам жители делать не дадут, разве водить экскурсии, которые и без того водят! Поэтому этот элемент концепции – чистой воды маниловщина!» А автор блога prosto-serge заметил в проекте смешную оплошность: «Все бы хорошо, но крайнее справа изображение в листве не имеет к Михаилу Булгакову никакого отношения. Там изображен философ Сергей Булгаков /…/. Как-то меня смущает, что конкурс выиграла компания, которая так относится к проекту».
Проект реконструкции Музея Булгакова © Студия Габриеле Филиппини
Проект реконструкции Музея Булгакова © Студия Габриеле Филиппини
Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков с картины М. Нестерова, использованной в презентации студии Филиппини. Изображение с сайта prosto-serge.livejournal.com
Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков с картины М. Нестерова, использованной в презентации студии Филиппини. Изображение с сайта prosto-serge.livejournal.com

Тем временем, питерские блоггеры включилось в обсуждение недавно обнародованных проектов развития двух «пилотных» кварталов в рамках масштабной реконструкции городского центра. Идеи конкурсантов не понравились: «Это, как я понял, не конкурс, а фантазии студентов ЛИСИ, которые приехали учиться из разных регионов нашей Родины и жаждут себя проявить именно в Петербурге», – пишет horiev в комментариях на портале «Город 812». – Посмотрите на «Москву-Сити», уважаемые архитекторы, оставьте в покое наш город…». Не доволен качеством проектов и Slaer VO: «Сплошные пешеходные зоны! Это самый простой вариант. А как туда добираться? Как там будут жить, те, кто там живет? А нужно ли вообще столько пешеходных зон? Может просто начать ремонт домов, тротуаров, дорог, наконец, посмотреть на фасады зданий и убрать с них гадкую рекламу и вывески, навести, наконец- то порядок с парковкой…». А вот по мнению titikaka, реновация центру жизненно необходима: «Не хватает стоянок транспорта, дорог, да и ремонт центру нужен и пр. И всё стоит больших денег, которых нет. А если не трогать город – он умрёт».

В это же время в блоге «Фонтанки» читатели пытались объяснить очередной пожар в усадьбе «Уткина дача». Памятник запущен уже много лет и каждый раз виновными в поджогах называют бомжей, однако у участников обсуждения другая версия: «Да понятно все. Приговор объекту уже подписан, и, видимо, есть «инвестор», так как все крики «спасли» и пр. заканчиваются лишь очередными поджогами», – считает chisto812. «А Вы не исключаете, что Смольный не только думал, но и действовал, а на бомжей можно свалить что угодно?» – предполагает yourig. «Ряд поджогов сделает этот «памятник» просто холмом, на котором нечего восстанавливать, ни за миллиард, ни за два, – прогнозирует AlexB. – В итоге, когда все «само» разрушится, усадьбу, так уж и быть, продадут инвестору, который почему-то примет участие в конкурсе один. Остальные 40 не будут допущены, так как не там поставили запятые в заявке или не поставили кавычки в фразе Уткина Дача». Впрочем, может быть, у усадьбы еще есть шанс, предполагает читатель под ником мимошел, «по сравнению с Дачей Бенуа или Ланской дачей – ещё очень много не сгорело!»
Уткина дача. Дворовый флигель. Фото: olgrs.livejournal.com
Уткина дача. Дворовый флигель. Фото: olgrs.livejournal.com

Такого шанса, увы, 18 октября лишился последний из сохранившихся дачных вокзалов России – Ильинское Усовской железнодорожной ветки. Как сообщает сайт «Архнадзора», вокзал не имел статуса объекта наследия, хотя активисты готовили его на охрану, и по указанию РЖД уникальную деревянную постройку за один день превратили в груду бревен. «Боюсь, что и Покровское-Стрешневский вокзал, тоже постройки XIX века, ждет такая участь, – замечает в комментариях к статье Ольга. – Он же тоже раньше считался дачной станцией, а сейчас то, что от него осталось, стоит на отшибе платформы с заколоченными окнами». Но по словам Натальи Самовер, этот ансамбль, к счастью, имеет охранный статус регионального значения, правда, «то, что с ним сейчас происходит, это тоже уничтожение, только медленное, – отмечает координатор «Архнадзора». «От вокзала Покровское-Стрешнево осталась едва ли четверть – только кирпичная его часть, – сетует Юрий Егоров. – Остальные три четверти здания были деревянные, от них уцелели только основания колонн. И, кстати, совсем недавно, пару лет назад, какие-то горе-путейцы замазали краской майолику в верхней части здания». Между тем, блог «Архнадзора» предупреждает о ремонтных работах еще на еще двух вокзалах, на этот раз федеральных памятниках – Ленинградском и Казанском. На первом, по сведениям активистов, начали сбивать мраморный декор, на втором – прямо перед платформами строить торговый центр.
Снесенная станция платформы Ильинское Усовской ж/д ветки. Фото: www.archnadzor.ru
Снесенная станция платформы Ильинское Усовской ж/д ветки. Фото: www.archnadzor.ru
Вокзал, архитектор Бржозовский, 1908. Изображение: moya-moskva.livejournal.com.
Вокзал, архитектор Бржозовский, 1908. Изображение: moya-moskva.livejournal.com.

В завершение нашего обзора – присоединимся к поздравлениям «Архнадзора»: 21 октября исполнилось 80 лет Аркадию Ростиславовичу Небольсину, искусствоведу, культурологу, религиозному философу, профессору многих университетов и президенту Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов, известному защитнику культурного наследия России и Русского Зарубежья.