Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.10.2012

Вокзалы и парки

Алла Павликова

О «Библиотеке архитектуры» в Генштабе, о новом в московских парках, о пользе зебр и светофоров и о правильных вокзалах и стадионах – читайте в новом обзоре блогов.

Александр Минаков в своем блоге «город.рф.жж» делится впечатлениями с открытия выставки «Библиотека архитектуры» – уникального собрания архитектурной графики Эрмитажа и Фонда Сергея Чобана. Она стала первой экспозицией нового эрмитажного пространства в здании Генштаба, разместившись в одном из залов, созданых по проекту Никиты Явейна и пока официально еще не сданных в эксплуатацию. Легкие первые рисунки Френка Гери и основательные романтические ведуты Сергея Чобана соседствуют с графикой классиков, причем вещи из коллекции музея и фонда Чобана перемешаны между собой и помечены цветом рамок: коричневых или черных.

Антон Буслов в блоге «Экспериментальный подвал» пытается объяснить, почему в борьбе с пробками на дорогах ни в коем случае нельзя убирать светофоры и пешеходные переходы.  Автор приводит цифры, согласно которым в развитых странах плотность светофорных объектов в пять раз выше, чем в России. Обеспеченность российских городов пешеходными переходами составляет всего 40% от нормативного количества. «Светофор, – продолжает Антон Буслов, – это не препятствие для потока, это средство, которое делает поток равномернее». В качестве образцового примера автор статьи приводит опыт Японии и Германии.

Об оптимизации транспорта размышляет также и искусствовед из Санкт-Петербурга Мария Алексеева на страницах своего блога «С разных сторон», рассказывает о проектах вокзалов Никиты Явейна: Ладожском в Петербурге; главном сочинском вокзале «Олимпийский парк»; о проекте, который занял первое место в конкурсе на вокзал для Астаны и о концепции Московского вокзала в Петербурге. Современный вокзал это не платформа, на которой пассажиры оиждают поезда, это развитый пересадочный узел, связывающий между собой разные виды транспорта, совершенно справедливо утверждает Мария Алексеева.

Проект Вокзала в Адлере © Студия 44
Проект Вокзала в Адлере © Студия 44


Журнал «Сr2» рассказывает об изменениях, произошедших за последний год в московских парках: мощеных дорожках, кинотеатрах под открытым небом, беседках и вай-файных точках. Здесь можно увидеть фотографии живописного деревянного настила-променада, который строится в парке «Музеон» по проекту Евгения Асса (деревянная дорожка прихотливо изгибается и, что особенно замечательно, пропускает сквозь себя растущие на пути деревья.

Директор «Гаража» Антон Белов разместил в своем блоге на Снобе информацию об открытии павильона Шигеру Бана, сопроводив ее роликом с фрагментами процесса строительства. Как известно, павильон станет первым действующим экспозиционным пространством «Гаража» на новом месте, в парке Горького. Первая выставка, которая откроется 20 октября, будет посвящена временной архитектуре выставочных павильонов на территории парка «от Мельникова до Бана».

Волгоградский архитектор Александр Антоненко в своем блоге критикует концепцию спортивных сооружений,  предложенную мастерской А.Асадова для чемпионата мира по футболу 2018 года. У автора вызывает сомнение транспортное обеспечение стадиона, расположение навеса (Антоненко считает, что цветной навес не будет защищать вечером от солнца) и идею плавучих гостиниц. Проект стадиона надо выбирать на конкурсной основе, справедливо заключает автор поста. Впрочем, судя по всему, всё так и будет: три дня назад организаторы распространили информацию о том, что результаты конкурса на проектирование стадиона вскоре будут объявлены (а следовательно, конкурс все-таки был).
Концепция спортивных объектов и сооружений инфраструктуры Чемпионата мира по футболу 2018 года в Волгограде. Эскизный проект стадиона © Мастерская А.Асадова
Концепция спортивных объектов и сооружений инфраструктуры Чемпионата мира по футболу 2018 года в Волгограде. Эскизный проект стадиона © Мастерская А.Асадова

Пока в Волгограде обсуждают будущее, в Москве активисты «Ахнадзора» продолжают следить за памятниками истории. Дом с кариатидами в Печатниковом переулке имеет шанс вернуть себе свой прежний облик. «Весной 2012 года этот дом стал первым памятником архитектуры, сданным в аренду на 49 лет по льготной ставке 1 руб. за один квадратный метр. Такая цена установлена для того, чтобы арендатор привел здание в порядок». Сейчас дом пребывает в весьма запущенном состоянии, однако новый арендатор памятника архитектуры Жанна Шорина пообещала восстановить дом всего за один год.

В Изборске в результате сомнительных реставрационных работ по восстановлению крепости страдают как архитектурные памятники и археологические ценности, так и природный ландшафт. Авторский блог об Изборске призывает общественность обратить внимание на творящийся беспредел, а чиновников – принять срочные меры, чтобы защитить культурное достояние города.

Не менее тревожные события происходят в Кашине. «Тверские своды» публикуют письмо родившейся в этом городе Веры Алексеевны Никоновой: «Увы, город продолжает нести существенные потери, – пишет она, – Каждый приезд видишь как город буквально добивают перестройками, сносами. Главной причиной стихийного разваливания города является отсутствие историко-градостроительной культуры как у руководителей, архитекторов, так и у хозяев отдельных зданий». Вера Никонова предлагает «…объединится под девизом «Я – хозяин города». Многие принципиальные вопросы, наболевшие у кашинцев, нужно не только поставить, но и общими усилиями постараться решать».