Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.09.2012

Гений модернизма и Большая Москва

Наталья Коряковская

Главными поводами для публикаций на этой неделе стали сразу две большие архитектурные выставки, открывшиеся в Москве. Кроме того, два скандально известных исторических объекта в столице официально стали памятниками, а судьба конструктивистских кварталов должна решиться в ближайшие дни. Об этих и других событиях читайте в нашем новом обзоре прессы.

Ле Корбюзье / Wikimedia Commons
Ле Корбюзье / Wikimedia Commons
Самым громким архитектурным событием прошедшей недели несомненно стало открытие выставки Ле Корбюзье в Пушкинском музее. Некоторый ажиотаж вокруг нее вызван и всегдашним размахом, с которым музей организует подобные мероприятия, и особой популярностью великого Корбю в России. Для всей советской архитектуры это действительно фигура наиважнейшая: в Москве он реализовал всего один объект – здание Центросоюза, – но на развитие зодчества молодой страны Советов оказал колоссальное. Как сформулировал Григорий Ревзин в своей статье, опубликованной накануне открытия выставки в «Коммерсанте», «мы живем на выставке Ле Корбюзье». «Этот человек начал строить под покровительством производителя бетона, потом продолжил с производителями панелей, он придумал первые типовые дома, заранее изготовленные на заводе, он придумал микрорайон, он придумал, что нужно сносить исторические города и застраивать освободившееся территории заводскими изделиями». Все это, как известно, нашло самую благодатную почву не только в советской, но и в мировой урбанистике. Только вот когда от панелей устали, тень всеобщего раздражения пала и на самого Корбюзье. Впрочем, была ли в этом его вина? «Материалами для застройки города являются: солнце, пространство, воздух, растительность, сталь, бетон» – утверждая это, Ле Корбюзье, естественно, не подразумевал засилья типовых коробок и бесчеловечной геометрии многих современных даунтаунов», – пишет в Газета.ру Велимир Мойст.

Автор еще одного репортажа с открытия выставки, Валентин Дьяконов в «Коммерсанте» тоже не склонен видеть в  Корбю «наивного рационалиста». Eго «машины для жилья» –  это «этический выбор в пользу прозрачности, чистоты и света вместо грязи, бедности и неравенства», считает критик. На нынешней выставке Корбю представлен кураторами, прежде всего, как архитектор-художник: «Это скорее набор ключей к мышлению Ле Корбюзье. И попытка вернуть его в стан художников из темного угла, в который загнали архитектора мыслители последних 30 лет», – отмечает Дьяконов. «Выставка предлагает увидеть поэта в пионере функционального жилья и, может быть, разглядеть поэзию там, где мы есть, а не там, где хорошо».  Кстати, сам Ле Корбюзье действительно  начинал как живописец – об этом упоминает в своей статье в «Известиях» Алексей Мокроусов, – и любил повторять, что у него «два сердца», одно отдано архитектуре, другое – живописи. А журнал «Афиша» предлагает своим читателям обзор построек великого мастера. Во Франции Корбю считается национальным гением, рассказывает издание, и этот статус оказался очень на пользу его архитектурным экспериментам: построенные им объекты неплохо сохранились и до сих пор являются объектами паломничества многочисленных почитателей гения модернизма. Среди них – Капелла в Роншане, монастырь Ля Туретт, вилла «Савой» и многие другие.

Еще одна не менее значимая выставка открылась в Музее архитектуры им. Щусева. Экспозиция под названием «Большая Москва. ХХ век» представляет знаковые проекты развития российской столицы ХХ века и позволяет по-новому взглянуть на концепции развития новой московской агломерации. Экспозиция, пишет Мария Фадеева в «Ведомостях», сосредоточилась на архитектурных «каркасах» столицы – проспектах, площадях, бульварах и знаковых зданиях, которыми архитекторы закрепляли присоединяемые территории. По сравнению с дореволюционными размерами Москва за советское время разрослась в пять раз. А могла бы и вообще слиться с Ленинградом в единый город, если бы, например, стала развиваться по знаменитой «параболе» Николая Ладовского.  Некоторые работы – как, например, материалы щусевского плана «Новая Москва» или проект реконструкции ЦПКиО Александра Власова, – показываются широкой публике впервые, отмечает газета «Известия».

Сразу два скандально известных здания были на этой неделе были включены в реестр объектов наследия. Речь о кинотеатре «Форум» и Круговом депо на Ленинградском вокзале. Напомним, РЖД намеревались проложить на месте депо новые пути, и от сноса его спасло лишь вмешательство «Архнадзора». От своей идеи РЖД и теперь не отказались, но найден компромисс: памятник либо поднимут на 8-метровый стилобат, чтобы поезда проходили под ним, либо частично разберут и ветку пропустят прямо сквозь здание, отмечает «Коммерсант». Надежда появилась и у сильно пострадавшего в 2002 году от пожара «Электротеатра «Форум»» 1914 года постройки. По словам главы Мосгорнаследия Александра Кибовского, найден инвестор, который согласен отреставрировать здание и сохранить в нем кинотеатр, сообщает газета «Московские новости».

Усачевка. Фото: http://oldmos.ru/photo/view/59193
Усачевка. Фото: http://oldmos.ru/photo/view/59193


Основное беспокойство  московских хранителей наследия теперь вызывают конструктивистские «рабочие поселки», потому что на днях т.н. «сносная комиссия» должна определить судьбу сразу всех 26 кварталов. Как стало известно «Коммерсанту», в планах города реновация «Буденовского городка», Усачевки и комплекса жилых домов на улице Русаковская. Будут ли они в результате сохранены как ансамбли (для чего кварталы необходимо включить в реестр объектов культурного наследия) или хотя бы частично, до сих пор остается неясным, но председатель комиссии Алексей Емельянов уже заявил, что сносы будут. Объекты, которые комиссия пощадит, ожидает капремонт. Но как пишет на своем сайте «Архнадзор», ремонт для памятника зачастую совсем невыгоден. Так Дом на набережной архитектора Иофана и Дом Наркомата обороны, построенный по проекту Льва Руднева, в результате недавних капремонтов радикально поменяли историческую окраску.

Зато другому знаменитому объекту конструктивизма – ДК ЗИЛ, построенному  братьями Весниными в середине 1930-х – прочат скорое возрождение, причем в своем прежнем качестве. Как сообщает портал The Village, эксперимент по превращению его в современный культурный центр уже начался. Менять во внутренней структуре здания ничего не будут: существующие лекторий, студии, колонный зал и библиотека будут осовременены. Подробнее об историческом конкурсе на проект ДК, собравшем в свое время все сливки архитектурного авангарда, рассказывает журнал «Мезонин».

ДК ЗИЛ. Фото: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/574/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B
ДК ЗИЛ. Фото: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/574/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B


В Санкт-Петербурге, тем временем, противостояние защитников исторической застройки и городской администрации вновь обострилось и даже стало поводом для проведения митинга. Градозащитников возмутило письмо губернатора Георгия Полтавченко президенту РФ, в котором он выразил сомнение в возможности признать Петербург «достопримечательным местом» согласно рекомендации ЮНЕСКО. Письмо попало к журналистам «Коммерсанта»: как пишет газета, по мнению Полтавченко, на «достопримечательное место» город не должен претендовать, так как многочисленные уже существующие охранные зоны памятников и ансамблей охраняются «каждый в отдельности». Активисты напоминают, что такая «охрана» не помешала уничтожить в городе более 150  исторических зданий за последние 12 лет.
Мастерская «А. Лен»: реконструкция участка набережной Адмиралтейского канала © «А. Лен»
Мастерская «А. Лен»: реконструкция участка набережной Адмиралтейского канала © «А. Лен»

Интересно, что как раз на днях власти Петербурга официально объявили о начале программы по сохранению и реновации исторического центра, рассказывает тот же «Коммерсант». В рамках Петербургского экономического форуме-2012 были презентованы концепции развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия», выполненные семью командами в ходе конкурса. Газета отмечает, что под «реновацией» организаторы конкурса подразумевали замену инженерных сетей, реконструкцию мостов и набережных, расселение коммуналок и  строительство подземных парковок. Конкурсанты, правда, этим не ограничились: как пишет журнал «Эксперт», «Архитектурная ассоциация А.А. Литвинова», например, предлагает сделать Дворцовую набережную пешеходной, а автомобили загнать в подводный тоннель. А в «А. Лен» очистить от машин придумали Малую Конюшенную улицу, заодно превратив ее в крытую галерею. Обследование зданий и разработку проектов планировки начнут уже в 2013 году. То, какой именно проект будет в итоге реализован, должно стать темой специального общественного обсуждения.

«СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова» предлагает создать подводный тоннель вдоль Дворцовой набережной © «СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова»
«СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова» предлагает создать подводный тоннель вдоль Дворцовой набережной © «СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова»


В центре Москвы, между тем, тоже потихоньку разворачивается модернизация общественных пространств. Вслед за реконструкций ЦПКиО им. Горького городские власти решили благоустроить и соседнюю с ним Крымскую набережную. Как сообщает портал The Village, архитекторы Евгений Асс и Олег Шапиро презентовали проект реконструкции знаменитого вернисажа. Он включает в себя комплексное благоустройство набережной с установкой многофункциональных модулей для продажи картин.

Проект реконструкции вернисажа на Крымской набережной © Е.Асс, О.Шапиро
Проект реконструкции вернисажа на Крымской набережной © Е.Асс, О.Шапиро


И напоследок любопытная градостроительная инициатива от депутатов КПРФ: на днях они предложили вернуть главным архитекторам городов возможность контролировать девелоперов – по мнению народных избранников, это поможет остановить хаотичную застройку и разрушение исторических центров. Как напоминает «Коммерсант», таким правом главные архитекторы обладали до 2008 года: тогда, например, Москомархитектура или КГА могли  следить за развитием проектов на всех стадиях. Сейчас девелоперы для того, чтобы получить разрешение на строительство, формально могут ограничиться лишь предоставлением некоего предпроекта, который, как пишет газета, «не является ни предметом экспертизы, ни предметом проверки».