Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.09.2012

Нужна ли архитекторам дума?

Наталья Коряковская

СМИ продолжают анализировать итоги Венецианской архитектурной биеннале и конкурса на развитие Московской агломерации, критикуют российских архитекторов за безнадежную отсталость, обсуждают восстановление московского градсовета и новый архитектурный музей в Ростове-на-Дону. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

Сергей Чобан, автор дизайнерского решения российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Чобан, автор дизайнерского решения российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
О том, как Россия выступила на последней архитектурной биеннале в Венеции, критики до сих пор писали довольно оптимистично, благо и повод для этого был – экспозиция нашей страны впервые была отмечена специальной премией. Но на прошлой неделе в газете «Московские новости» была опубликована статья Александра Змеула, считающего, что с содержанием российского павильона в этом году вышел полный провал. По мнению Змеула, показывать Сколковский инноград в контексте темы сommon ground по меньшей мере странно: «Трудно удивить современный мир государственной стройкой с невнятным посылом и туманными перспективами реализации», пишет критик, тем более что сама идея строить что-то очень крутое и дорогое за государственный счет полностью противоположна основному посылу выставки – «инициатив снизу». Премию же, которую все-таки получил наш павильон, заслужил исключительно Сергей Чобан, считает Змеул, чье дизайнерское решение «замаскировало несовременность сколковского подхода». Посетители  с удовольствием вступают в придуманную им игру с iPadами, только вот никого, в сущности, не волнует,  что именно зашифровано в десятках QR-кодов, орнаментирующих стены, пишет автор статьи. Павильон «во всех смыслах стал торжеством формы над содержанием». (Подробнее об устройстве российской экспозиции читайте репортаж Архи.ру). Само же Сколково получило, по мнению критика, весьма своеобразную «мировую рекламу», встав в ряд с проектами Китая и стран Персидского залива.

Российский павильон на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Российский павильон на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру


В то же время комиссар российского павильона Григорий Ревзин выступил в «Коммерсанте» с не менее разгромной статьей, адресованной, правда, не авторам биеннальной экспозиции, а всем отечественным архитекторам, которых критик упрекнул в страшной отсталости от общемирового процесса. Поводом для публикации стала идея восстановить при новом главном архитекторе Москвы градостроительный совет, который с приходом Сергея Собянина совсем перестал функционировать. «И даже возникла такая гениальная идея, чтобы создать институт «магистральных» архитекторов, которые курировали бы тот или иной район Москвы, отвечали за его состояние, из них бы как раз и состоял этот совет старейшин, возможно, с добавлением еще кого-нибудь. Сейчас такая ситуация, объясняли мне, что у наших наиболее замечательных архитекторов практически нет заказов и было бы правильным использовать их силы на благо города», – пишет Ревзин, поясняя, что подобная идея лично ему кажется абсурдной. «Почему если работы у них нет, надо исправить их положение путем передачи им в кормление куска города?» – возмущается критик. И выносит свой вердикт: «Воспроизводить градсовет, который может быть лишь инструментом лоббирования проектов, сегодня бессмысленно. И вместо того, чтобы опять создавать «боярскую думу» и превращать главного архитектора в «предводителя дворянства», нужны конкурсы,  и «жюри на каждый конкурс, а аппарат главного архитектора должен готовить конкурсную документацию и следить, чтобы все было честно».

Заседание архитектурного совета при главном архитекторе г. Москвы. Фотография: Наталья Коряковская, Архи.ру
Заседание архитектурного совета при главном архитекторе г. Москвы. Фотография: Наталья Коряковская, Архи.ру


И все же Градсовет, похоже, восстановят – как сообщает тот же «Коммерсант», на днях предложение об этом Сергею Собянину направил новый глава Москомархитектуры Андрей Антипов. Совет будет рассматривать особо важные объекты (площадью от 1,5 тыс. кв. м). В его состав, скорее всего, войдут некоторые члены предшествующего совета, среди которых Михаил Посохин, Андрей Боков и Александр Кудрявцев. Всего 21 человек, которых в течение трех недель утвердит мэр. А возглавит его, как предполагают, главный архитектор Сергей Кузнецов. Кстати, по поводу деятельности этого органа скептически настроен не только Григорий Ревзин: зампред экспертно-консультативного общественного совета Москомархитектуры Борис Пастернак считает, что на членов совета будет давить распределение муниципального заказа. А координатор «Архнадзора» Константин Михайлов уверен, что сюда будут попадать только заведомо проходные проекты, в то время как другие будут, как и раньше, утверждать разнообразные закрытые комиссии.

Журнал «Афиша» тем временем подготовил обзор самых обсуждаемых в недавнем прошлом московских строек. Это и ММДЦ «Сити», и стадион «Динамо», и невероятные перевоплощения проекта застройки «Золотого острова», и тупик с застройкой Зарядья, наступивший после проведенного недавно конкурса на обустройство здесь парка. Увы, пока ситуация почти со всеми гранд-проектами одинаковая – их перспективы более чем туманны. Зато вовсю продолжает совершенствоваться ЦПКиО им.Горького – та же «Афиша» рассказывает о том, что главный московский парк обзаведется долгосрочной стратегией, которую разработает английское бюро LDA Design, работавшее над Олимпийским парком в Лондоне и Центральным парком в Нью-Йорке.

А пока все перечисленные Афишей мегастройки зависли по самым разнообразным причинам, реальные строительные работы полным ходом развернулись в центре столицы, где неожиданно занялись обустройством пешеходных зон. На самом деле о проекте поговаривали уже как год, но стройка явилась для многих сюрпризом, поскольку, как сообщает портал  The Village, ни на сайте госзакупок, ни сайте заказчика – Департамента капитального ремонта – не были опубликованы ни сведения о госконтракте на проведение работ, ни его стоимость. В настоящее время работы развернулись на маршруте от Тверской улицы до Лубянки, который предполагает реконструкцию Камергерского переулка, улиц Кузнецкий мост, Рождественка и проч. Как сообщает портал, здесь уже снимают старую брусчатку.  По словам заместителя столичного мэра Петра Бирюкова, которого цитирует ИТАР-ТАСС, в Москве за два года появится более 100 таких маршрутов. Три самых крупных – в центре: помимо упомянутого, еще один от Третьяковской галереи через Лаврушинский переулок на Болотную площадь и маршрут от площади Гагарина через Нескучный сад в Хамовники вплоть до Киевского вокзала. Тут, в частности, планируется не только модернизировать покрытие и расставить лавочки, но и вернуть зданиям исторический вид, и по-другому осветить улицы. Кстати, автомобильное движение по некоторым из них будет закрыто.

Интересно, что параллельно с инициативой городских властей свою концепцию обустройства городского пространства принялся воплощать Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Проект Agents of Change придуман в духе американского экспозиции на уже упоминавшейся венецианской биеннале  с ее микропроектами spontaneous interventions (спонтанных интервенций). Студенты «Стрелки» обратились к спальным районам, где в содружестве с местной администрацией создали ряд интересных общественных пространств. «московские новости» пишут, в частности, про обустройство оригинальной «городской гостиной» напротив торгового центра в Митине.

На этой неделе пресса продолжила обсуждать и итоги конкурса на развитие Московской агломерации. На этот раз его результаты проанализировал главный редактор «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко.  А газета «Московские новости» взяла интервью у архитектора Андрея Чернихова, чей коллектив на втором и третьем этапе выигрывал по количеству баллов, однако не победил. По мнению Чернихова, одним из главных преимуществ его концепции, в отличие от зарубежных коллег, было развитие города внутри исторических границ, а не только на пустых присоединенных территориях. Архитектор предлагает, например, восстановить некоторые из снесенных при советах архитектурных памятников – Красные ворота, Сухареву башню и комплекс ВСХВ (ВДНХ), а также реализовать хрестоматийные «бумажные» проекты советских авангардистов – небоскребы Ивана Леонидова, Николая Ладовского и Якова Чернихова.

Небоскреб в проекте Ивана Леонидова. Фотография с сайта allday.ru
Небоскреб в проекте Ивана Леонидова. Фотография с сайта allday.ru


Свою концепцию развития Московской агломерации на днях презентовала и уже упоминавшаяся «Стрелка». Исследование несет в себе по большей части культурный и просветительский пафос и предлагает застроить новые территории преимущественно студенческие кампусами. Но даже не это главное в данной концепции – как заметил в ходе ее обсуждения преподаватель института архитектор Юрий Григорян, «даже не знаю, стоит ли строить новые кампусы, которые мы нарисовали в проекте…. Мне кажется, нужно переосмыслить то городское тело, которое сейчас перед нами, и в этом будет модернизация».

В заключение обзора упомянем интересную инициативу ростовских архитекторов – здесь, при Институте архитектуры и искусств ЮФУ собираются создать архитектурный музей, используя здания бывшего заводоуправления «Красный Дон».  Как рассказал архитектор Сергей Алексеев, интервью с которым опубликовал журнал «Эксперт», музей станет давно ожидаемым местом трансляции современной ростовской архитектуры, в том числе и студенческих работ. После сноса выставочного зала на набережной, много лет занимавшего здание вокзала, такого пространства у местных архитекторов попросту нет.