Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.09.2012

Старое и новое – симбиоз по-португальски

Алла Павликова
Архитектор:
Эдуарду Соту де Мора

7 сентября в Институте «Стрелка» прошла лекция архитектора Эдуардо Соуту де Моура, которую знаменитый португалец посвятил взаимодействию старой и новой архитектуры в городском пространстве.

Лекция Эдуардо Соуто де Моура в институте «Стрелка»
Лекция Эдуардо Соуто де Моура в институте «Стрелка»
Прохладным сентябрьским вечером двор института «Стрелка» был полон слушателей, кутавшихся в пледы и злоупотреблявших горячим чаем. Их интерес можно понять: мало того, что Москву посетил прицкеровский лауреат 2011 года Эдуардо Соуту де Моура, так еще и тема его лекции как нельзя более актуальна для российской столицы. Старое и новое – это почти всегда конфликт, и особенно – в архитектуре. Как избежать этого конфликта, помня о прошлом и не отставая от современности – на этот и многие другие вопросы португальский архитектор ответил конкретными примерами из собственного профессионального опыта.
Лекция Эдуардо Соуто де Моура в институте «Стрелка»
Лекция Эдуардо Соуто де Моура в институте «Стрелка»

В анонсе мероприятия было заявлено, что за 30 лет архитектурной практики Эдуардо Соуту де Моура осуществил около 60 проектов, тесно связанных с окружающим городским и природным ландшафтом. Конечно, формат лекции не позволил охватить их все, но о нескольких автор рассказал довольно подробно.
Эдуардо Соуто де Моура рассказывает о музее Паулы Рего
Эдуардо Соуто де Моура рассказывает о музее Паулы Рего

Своего рода обрамлением рассказа выступили две, пожалуй, самые известные работы Эдуардо Соуту де Моура – музей Паулы Рего и футбольный стадион в Браге. Оба эти объекта, помимо нестандартности своего архитектурного решения, являются прекрасными примерами слаженного взаимодействия природы и архитектуры. Так, по словам Моура, затейливые очертания плана музея знаменитой португальской художницы Паулы Рего родились из стремления сохранить на участке строительства как можно больше деревьев. Пирамиды из красного бетона архитектор вписал прямо между стволами, проход к главному объему также оформлен тенистой зеленью. Кроме того, при разработке этого проекта Моура учел и особенности сложного рельефа, имеющего уклон в 45 градусов. Таким образом, сама природа определила форму здания, а вот цветовое решение было продиктовано застройкой ближайшего города Кайшкаша, дома которого выполнены в красновато-охристых тонах.
Музей Паулы Рего
Музей Паулы Рего

Футбольный стадион в Браге
Футбольный стадион в Браге


Еще один пример подобного рода – стадион в Браге, построенный к Чемпионату мира по футболу в 2004 году, который вырастает из скалы, становясь ее рукотворным продолжением. Брага – небольшой и старинный португальский город, расположенный в горной местности. Участок для строительства стадиона архитектор выбирал, тщательно изучая топографию, которая в конечном счете и определила облик сооружения.  «Я ничего не понимаю в футболе, – признался  Эдуардо Соуту де Моура, – но я решил, что смогу построить футбольный стадион, состоящий всего из двух трибун, одна из которых находится прямо в скале». Трибуны расположены друг напротив друга, между ними нет боковых стен, так что прямо с футбольного поля открывается вид на зеленые склоны гор. По словам Моура, эту идею ему подсказали древнегреческие амфитеатры, в которых главную роль играет именно природное окружение.

Процесс возведения стадиона оказался более чем сложным и затратным, в частности, из-за того, что возникла угроза обвалов, и во избежание несчастных случаев пришлось предусмотреть дополнительные поддерживающие конструкции. Сложное инженерное решение трибун и строительство огромного подтрибунного пространства потребовали массу сил и времени, но конечный результат оправдал ожидания. Стадион, целиком выполненный из бетона, и сегодня поражает воображение.
Футбольный стадион в Браге
Футбольный стадион в Браге

Проект небоскребов в Китае
Проект небоскребов в Китае

Представленная на лекции серия проектов небоскребов, выполненных португальским архитектором в последнее время, обозначила несколько иной ракурс проблемы сочетания старого и нового. Проектируя высотные доминанты, автор обязательно обращается к культурным традициям региона, его национальным и историческим особенностям, смело осовременивая множество приемов, свойственных архитектуре данного места. Например, для Китая Эдуардо Соуту де Моура спроектировал два высотных здания, ориентируясь на древнекитайские традиции строительства буддийских храмов. А это в первую очередь – гармония и симметрия. Архитектор рассказал, что прорабатывал множество вариантов, рассматривал различные конфигурации зданий и цветовую палитру внешней отделки. Для буддийской храмовой архитектуры наиболее характерные фигуры – круг и восьмиугольник. Именно эти фигуры португальский архитектор положил в основу плана будущих небоскребов. А после этого взял да и перевернул стилизованные религиозные сооружения с ног на голову. Получилась башня с узким основанием и массивной верхушкой: свежо, новаторски и при этом очевиден диалог с культурным наследием Китая.
Преобразование монастыря с 500-летней историей в жилой район
Преобразование монастыря с 500-летней историей в жилой район

Самый спорный проект из представленных на «Стрелке» – преобразование монастырских развалин XII века в комплекс жилых зданий. Однако именно эта работа наиболее ярко раскрывает заявленную тему лекции. Архитектор признался, что проект заслужил много критики – и со стороны  потенциальных покупателей квартир, и со стороны общественности, и тем более из уст археологов, открывших под зданиями монастыря еще более древние фундаменты арабских поселений. Тем не менее, проект был реализован и сдан в эксплуатацию.

Вместе архитектор и девелопер проделали колоссальную работу. Развалины женского монастыря давно не использовались по назначению, лучшим свидетельством чего можно считать фабричные сооружения на территории монастыря, к моменту начала строительства тоже превратившиеся в руины. Эдуардо Соуту де Моура, пытаясь сохранить дух места и подчеркнуть его богатую историю, создал здесь целый небольшой городок, по характеру больше всего походящий на древнеарабское или античное поселение. Часть зданий была восстановлена, часть построена с чистого лица. А поскольку монастырь был возведен из камня, смешанного с землей (очень прочного материала, выдержавшего даже страшное землетрясение 1755 года в Лиссабоне), то в наружной отделке обновленных стен архитектор постарался приблизиться к первообразу, для чего использовал натуральные оттенки песка, земли и глины. Не слишком привлекательный вид из окон квартир был улучшен, благодаря устройству во внутреннем дворе комплекса большого бассейна. Дополнили картину обильные зеленые насаждения и апельсиновый сад. Сегодня этот жилой комплекс является охраняемой достопримечательностью Португалии.



В своем докладе Эдуардо Соуту де Моура сравнил процесс возведения здания с приручением диких койотов. Пытаясь сблизиться с агрессивными животными, человек вынужден жить с ними буквально в одной клетке и не раз подвергать себя опасности, прежде чем стать им другом.  «Начиная строительство того или иного здания, никогда до конца не знаешь, каким оно будет в конце, – рассказал архитектор, – Поначалу часто кажется, что новые объекты грубо врезаются в среду. Но проходит время и ты замечаешь, что на самом деле они дружественны и созвучны окружению». И, действительно, эта деликатная созвучность истории, культуре и природе проходит красной нитью сквозь творчество Эдуардо Соуту де Моура, превращая его постройки в бесспорные достопримечательности своего времени.