Презентация девятого номера журнала 'SPEECH:' прошла на открытом воздухе, что как нельзя лучше соответствовало теплому летнему вечеру. Приуроченная к событию лекция итальянского архитектора Чино Дзукки была воспринята архитектурной общественностью как по-настоящему актуальная, а новый номер порадовал своей великолепной полиграфией, обилием интересного материала и красивых иллюстраций.
Презентация журнала SPEECH: Дух места. В парке вокруг павильона школы МАРШ. Фотография Надежды Серебряковой
Вечеринка по поводу презентации очередного номера журнала SPEECH: больше напоминала ежегодный пикник английской королевы – пунш и шампанское среди зеленых газонов, подстриженных кустов и гравийных дорожек; жаль никто из присутствующих дам не надел шляпы. Однако приглашенные собрались не в садах Букенгемского дворца, а около павильона «Школа» в парке искусств «Музеон». Поэтому после аперитива гостей приветствовал ректор МАРШ Евгений Асс. Он сказал, что это первое столь масштабное событие в истории его школы, которая начнет свою учебную деятельность в сентябре. Заодно он предложил Чино Дзукки почитать лекции для учеников школы.
Затем главный редактор журнала SPEECH: Ирина Шипова рассказала о новом номере, который посвящен genius loci – духу места. Она пояснила, что хотя такая тема на первый взгляд может показаться странной для архитектурного журнала, гений места имеет к архитектуре самое непосредственное отношение. Действительно, любое сооружение характеризуется конкретным расположением в пространстве, именно эта особенность остается его главной и сущностной составляющей; архитектор всегда начинает проектирование с изучения участка, его окружения и истории, то есть с изучения именно духа места, что является признаком культуры. Однако номер журнала рассматривает эту тему в конкретном аспекте взаимоотношения новой и исторической застройки, вновь возводимых сооружений и сложившейся среды. Подавляет ли это новое существующую ткань города, уничтожает ли его дух, начинает ли город мутировать под напором большого количества появляющихся на наших глазах построек или их взаимопроникновение происходит органично и без ущерба для города?
К сожалению, выводы скорее неутешительны. Большая обзорная статья о Ереване, подготовленная для этого выпуска Андреем Ивановым, рисует безрадостную картину, и она характерна практически для каждого крупного исторического города на всем пространстве бывшего Советского Союза. Рассуждение на тему интеграции новой архитектуры в исторически сложившуюся среду продолжил архитектор и издатель журнала SPEECH: Сергей Чобан. Эта проблема, очень болезненная для Москвы, актуальна для любого европейского города и там ею всерьез занимаются. В частности архитектор Чино Дзукки сделал множество усилий для ее понимания и поиска путей решения, а его жилой комплекс на территории бывшей фабрики на острове Джудекка в Венеции вошел в анналы как удачный пример такой интеграции. Таким образом Чобан предварил лекцию Чино Дзукки, и после небольшого официального вступления итальянского атташе по культуре лекция состоялась.
Лекция архитектора Чино Дзукки. Фотография Надежды Серебряковой
Первую ее часть можно охарактеризовать как теоретическую. Чино Дзукки пытается осмыслить процессы, происходящие в современных городах, сопоставляя их с городами историческими. В историческом городе личное пространство существует параллельно с социальным: дома защищают жителей, а улицы дают возможность общения. Исторические города абсолютно естественны – и по способу их возникновения и по материалам: они сделаны из того же, из чего сделана природа. В XVIII веке с наступлением промышленной эпохи города стали расширяться, чтобы вместить и производства, и приток людей. Они все время продолжают расти, их рост часто бывает неконтролируемым. Например, по мнению архитектора, снимок его родного города Милана из космоса похож на изображение раковой опухоли. Но и планируемое расширение городов приводит к хаосу, так как же вернуть городам необходимую гармонию?
Современный город состоит из набора элементов с разными функциями: жилье, работа, развлечения, отдых – все эти элементы самостоятельны, они не собраны в единую систему, и, используя город, мы должны перемещаться между ними. В историческом городе функции сочетаются и присутствуют повсеместно. Например, в Венеции весь город является рекреационной зоной. В сущности, коммерческие центры, так называемые моллы – это воспроизведение модели исторических городов. Одновременно они являются символом глобализации, так как в любой географической точке они устроены по одной и той же схеме.
Далее Чино Дзукки сделал лирическое отступление о том, что мы любим город не только за его архитектуру или среду, но как место нашей жизни, это сентиментальное и романтическое отношение к городу, но возможно ли с таким отношением решать его современные проблемы? После чего лектор перешел к собственному опыту решения обозначенных проблем и рассказал об осуществленных проектах в Риме, Венеции, Милане и других городах Италии и за ее пределами. Фотографии большинства проектов иллюстрируют обширное и содержательное интервью Чино Дзукки, напечатанное в девятом номере журнала SPEECH:. Этот номер, как и все предыдущие, напоминает скорее объемное тематические исследование, чем периодическое издание, сложная и очень актуальная, пусть и не всем понятная, тема genius loci рассматривается с разных сторон и разными авторами. Эта тема требует многих рассуждений, так что в журнале не одно и не два, а целых четыре больших интервью, и все с архитекторами первой величины: помимо Чино Дзукки, здесь представлены Александр Бродский, Петер Цумтор и лауреат «Золотого льва» венецианской биеннале этого года Алваро Сиза.
Лекция Чино Дзукки на презентации журнала SPEECH:. Фотография Надежды Серебряковой
Журнал SPEECH: дух места. Разворот: комплекс Джудекка Чино Дзукки. Фотография Юлии Тарабариной
Журнал SPEECH: дух места. Фотография Юлии Тарабариной
Журнал SPEECH: дух места. Фотография Юлии Тарабариной
Журнал SPEECH: дух места, обложка. Фотография Юлии Тарабариной
Выступление Чино Дзукки. Фотография Надежды Серебряковой
Чино Дзукки на презентации журнала SPEECH:. Фотография Надежды Серебряковой
Выступление Евгения Асса. Фотография Надежды Серебряковой
Выступление Сергея Чобана. Фотография Надежды Серебряковой
Ирина Шипова, Евгений Асс, Андрей Иванов. Фотография Надежды Серебряковой
|