Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.09.2007

Дом с магнитом

Юлия Тарабарина
Объект:
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110
Адрес:
Россия, Москва. ул.Профсоюзная, вл. 108-110
Архитектор:
Андрей Романов
Екатерина Кузнецова
Мастерская:
ADM
Авторский коллектив:
авторы:
А. Романов
Е. Кузнецова
при участии:
И.Сорокин

Магнетизм этого дома – в том, что видимая простота решений скрывает множество нюансов, деталей, придающих ему определенное очарование

Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Проект, 2006 © ADM

Сравнительно небольшое здание, спроектированное архитекторами ADM неподалеку от станции метро «Беляево», совмещает три разные функции. В подземных этажах размещается гараж на 253 места, а в двух корпусах надземной части – фитнес-центр и офисы. Эта ситуация для Москвы типичная, даже банальная. Большинство строек здесь ведется по простому принципу: на одном и том же участке возводится что-нибудь полезное для города, театр там или фитнес, и «инвестиционное строительство» - площадь полезная уже для тех, кто финансирует стройку. Первое обеспечивает разрешение на строительство, второе – приносит прибыль инвестору.

Иногда эти части – городская и «инвестиционная», оказываются в разных корпусах, иногда в одном, иногда их вообще перемешивают. В данном случае любопытно то, что функциональная структура здания на Профсоюзной стала основой для его пластического решения и очень зримо отразилась на образе, можно даже сказать, что дом отображает собственную функцию, старательно следуя классическому модернистскому принципу «изнутри-наружу».

Гаражная часть находится под землей и ее не видно. Две верхние – открытый для горожан фитнес и предназначенные в наем офисы, имеют разные входы с разных сторон, так чтобы посетители, по возможности, не встречались. Конструктивно они слиты в единый объем, но снаружи совершенно очевидно, что он состоит из двух стереометрических форм с разными характерами, поставленных под углом 90 градусов таким образом, как будто бы один из них прорезает другой. Распластанный по земле одноэтажный фитнес-центр, горизонтальность которого подчеркивается сдержанной пестротой тонких полос темной облицовки обладает «базальтовой» тяжестью и определенностью. Он похож на черный брусок магнита, с уверенной тяжестью лежащий на земле. Второй объем, офисный, больше и во всех отношениях «мягче» – его светлая облицовка состоит из вертикальных пластин, слегка варьирующих оттенки серого, а окна, хотя и выстраиваются в ровные горизонтальные ленты, но все время меняют ширину от узких к широким, как будто бы немного пританцовывают. Неудивительно, что этот «мягкий» корпус «прорезан» более «твердым», над которым он зигзагообразно нависает, имитируя большую консоль.

Но именно нависает. Классический авангард в такой ситуации, скорее всего, имитировал бы буквальное прорастание или слияние объемов. У Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой все происходит несколько иначе – между главными фигурами возникает промежуточная зона. Полоса, отступающая в глубину и обладающая радикально другой фактурой – это стекло, прикрытое тонкими, поставленными вертикально деревянными планками темно-оранжевого цвета. Больше всего они похожи на изображение силовых линий магнитного поля – как будто бы светлый верхний объем «парит» над темным, лежащим на земле «магнитом».

Если тема перекрещенных параллелепипедов, разделение функций, разведение потоков и садик, запланированный на крыше фитнес-центра отсылают нас к поискам «классического» авангарда, то материализация «магнитного поля» между двумя объемами не только возвращает в сегодняшний день, но и напоминает о современном «контекстуальном модернизме». Дело в том, что оранжевый цвет утопленной в тело здание полосы-посредника возник как реакция дома на ближайшее окружение. Строго говоря, район «Профсоюзной» хотя и зеленый, но скучный, здесь преобладают пятиэтажки и панельные пластины, которые здесь нередко выстраиваются по три, обнимая углы проспектов. Во дворе такого дома и будет построено новое здание – красно-оранжевые зевы его лестничных клеток, собственно, и навели архитекторов на мысль о том, чтобы оформить собственную «зону стереометрических напряжений» похожим образом.

Кроме того, два объема образуют угол в форме буквы «Г», повернутый в сторону ближайшей пластины и таким образом новый дом ненавязчиво выгораживает собственный дворик перед фитнес-центром – для горожан, дополняя его упомянутым сквером на крыше – этот второй приподнят над землей и поэтому зарезервирован для офисной части здания. Таким образом, не выходя за рамки простых прямоугольных объемов, архитекторы не только выстраивают между ними тонкую пластическую игру, основанную на чередовании контрастов с нюансами, аккуратно вплетая ее в контекст блочно-панельного окружения, но и создавая на «своем» участке фрагмент продуманной и современной городской среды.

Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Положение в городе. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Положение в городе. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Фасад. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Фасад. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Фасад. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Фасад. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. План типового этажа. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. План типового этажа. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Макет. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Макет. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Макет. Проект, 2006 © ADM
Административное здание на ул. Профсоюзной, 108-110. Макет. Проект, 2006 © ADM