Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.08.2007

Пейзаж в интерьере

Ирина Фильченкова, Юлия Тарабарина

В среду, 8 августа, прошла третья по счету церемония награждения победителей конкурса Interior Capital Awards 2007. Перед молодыми архитекторами, пожелавшими участвовать в конкурсе, стояла задача сделать проект интерьера для таунхауса поселка «Барвиха-хиллз», строительство которого сейчас заканчивает компания «Капитал Груп», один из главных учредителей конкурса, и наполнить его предметами, которые производят партнеры организаторов

«Дом ангела» творческой группы «Апрель» (2 место).
«Дом ангела» творческой группы «Апрель» (2 место).

Хотя украшать свои жилища в России очень любят, особенно если таковое находится в элитном доме престижного района, интерьерных конкурсов у нас не так уж много, на Западе больше. Есть хорошо известные и достаточно старые интерьерные награды – например, премия «Архип», выдаваемая каждый год журналом “Salon Interior”, или грамоты, вручаемые на выставках в Доме на Брестской. Однако эти известные премии даются за уже готовые проекты, собираемые по принципу профессиональных наград. Когда три года назад холдинг «Капитал Груп» совместно с компанией «Лабиринт» решили занять свою нишу в этой сфере, они учредили конкурс с несколько иной структурой. 

Участникам Interior Capital Awards (ICA) предлагается создать проект дизайна интерьера для одного из подходящих к завершению строящихся объектов холдинга. Это, безусловно, создает несколько иные условия соревнования, чем когда все приносят очень разнокалиберные вещи, сделанные для разных заказчиков. А еще можно сказать, что от такого приема вероятно ожидается высокая рекламная эффективность – учредители продвигают новый строящийся и продаваемый дом, демонстрируя работы участников на его примере и проводя церемонию награждения прямо в нем. В 2005 году это был клубный дом «Панорама», в 2006 – пентхаусы «Города Яхт», в этом году за основу для конкурсного проекта была дана планировка таунхаусов «Барвихи-хиллз», что на Рублевском шоссе.

Кроме того участники конкурса должны были использовать в проектах интерьеров продукцию партнеров учредителей, дополнительных спонсоров конкурса – так, в каждый спроектированный интерьер был помещен специальный дизайнерский телевизор Philips, кресла Aflex, кухни MK design in cucina, авторская мебель французского дизайнера Патрика Роббера и экологические материалы компании EmmeBi. Дизайнерам наверняка пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, стараясь уместить все эти вещи в своем интерьере. Что немного напоминает киношные приемы по включению разных марок сигарет или пива в популярные боевики или в компьютерные игрушки. Однако мероприятие имеет и дополнительный смысл – помимо рекламы домов и различной интерьерной продукции, конкурс дает возможность заявить о себе молодым архитекторам и начинающим студиям, которые, собственно, в нем преимущественно и участвуют.

Отсюда некоторая утопичность проектов, поддержанная тем, что они не предназначаются для практического использования и представляют таким образом нечто среднее между работой, заказанной архитектору конкретным клиентом для определенного места, и проектом концептуальным, сделанным «для себя». Впрочем, ближе к первому, а еще ближе – к студенческому заданию «на тему», например, клуба. Только здесь относительно недавние студенты учатся уже не абстрактным началам, а практике сегодняшней жизни вкупе с современными требованиями дизайна.

Таким в данном случае оказалась экологичность интерьера, понятая преимущественно формально – в виде тяготеющих к нелинейности изгибов (у проекта, занявшего первое место, например, напольное покрытие вздыбилось так, как будто бы под ним спрятаны остатки стройматериалов). Нелинейность, правда, достаточно скромная, не такая, как, например, у комнаты Захи Хадид в отеле Пуэрта Америка.

Больше всего похвал и дополнительных призов от членов жюри в этом году заслужил проект творческой группы «Апрель», названный «Дом ангела». Здесь всех покорил прямоугольный проем, который проходит сплошной лентой от потолка до пола, прорезая пол и потолок приблизительно до середины. Над проемом стоит кровать, куда, видимо и положено прилетать ангелам на ночевку. Надо однако сказать, что если кто-нибудь решится устроить себе похожий интерьер в «Барвихе-хиллз», ему придется прорезать часть потолка (дома уже почти готовы), а внизу, вероятно, поставить зеркало, так как ниже пола повсюду – гаражи, переходящие в подземные трассы, и неба там быть не может.

Третье место досталось дизайнеру Аиде Саиде из Санкт-Петербурга создавшему стильный черно-белый интерьер с настоящим (или засушенным?) деревом внутри. Волнистые черные линии на стенах должны вторить контурам окружающих «холмов». Это неплохая идея, если бы в проекте за окном был показан настоящий пейзаж, а не та же самая изогнутая линия, которая была использована для оформления интерьера. Увы, таунхаусы – не дом на побережье, скажем, Атлантики, и скученность здесь несколько большая, чем хотелось бы архитектору, нарисовавшему за окном дикие просторы.

Как отметили все члены жюри, конкурс в этому году значительно вырос. В частности, пространство было дано хоть и ограниченное по площади, но со свободной планировкой – что, по словам одного из членов жюри Елены Гонсалес (журнал «Проект Россия»), дало возможность пространственного осмысления интерьера, а не просто его декорирования. Также увеличилось количество участников: было подано свыше ста проектов, из которых до тайного голосования жюри дошло только 15.

В поселке «Барвиха-хиллз» дороги размещены внутри подземных железобетонных субструкций ради того, чтобы создать вверху иллюзию чистой природы (деревья не вырастут, а кусты – может быть) – соответственно, участники изгибали стены, полы, заносили внутрь деревья и другие элементы пейзажа – чтобы внутреннее помещение слилось в идеей травянистой идиллии снаружи. Судя по тому, что получилось, молодые интерьерщики способны без видимых трудностей заполнить внутренность нужного дома требуемым реквизитом, с завидной непринужденностью не утрачивая при этом связи с природой.

3-е место - Аида Саида
3-е место - Аида Саида
«Апрель», 2-е место. Фотографии Ирины Фильченковой
«Апрель», 2-е место. Фотографии Ирины Фильченковой
Аида Саида - 3 место
Аида Саида - 3 место
Елена Гонсалес
Елена Гонсалес
Выставка проектов в офисе «Капитал Групп»
Выставка проектов в офисе «Капитал Групп»