Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.05.2012

Высокие скорости Большой Москвы

Алла Павликова

26–27 мая состоялся третий международный семинар, посвященный разработке концепции развития Московской агломерации.

Третий Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
Третий Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации.
Первый день международного семинара был посвящен выступлениям приглашенных эксперто. Так, президент Фонда Метрополии Альфонсо Вегара рассказал о ходе исследовательской работы по изучению крупнейших городов мира. Винсен Фушье поделился опытом планирования региона Иль-де-Франс. По мнению Винсена Фушье, главные задачи  при создании агломерации – это преодоление дефицита жилья, создание рабочих мест и развитие транспортной инфраструктуры. Во Франции для этого построили 160 км новых линий метро и создали скоростное железнодорожное сообщение TGV.

Похожие задачи были поставлены и перед проектировщиками, представившими свои концепции развития Московской агломерации во второй день семинара.
Третий Международный семинар.
Третий Международный семинар.

Первыми своей стратегией планирования Большой Москвы поделились команда ОМA и бюро «Проект Меганом». Не удовлетворившись предоставленными исходными данными, архитекторы детально изучили существующую ситуацию, облетев окрестности на вертолете. В ходе презентации были продемонстрированы фотографии окрестностей Москвы с высоты птичьего полета, на которых, по словам архитекторов, отчетливо видна масса проблем этой местности, главная из которых – дефицит пригодных для строительства земель.

Планировочная модель OMA предполагает создание четырех локальных агломераций на базе аэропортов.
OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.
OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.

Юрий Григорян представил подробный анализ московской дорожной сети, где, как известно, 28 % дорог сконцентрированы внутри Садового кольца, между Садовым кольцом и МКАДом их плотность снижается до 14 %, за МКАДом – до 6%. Таким образом, в центре создавать новые улицы негде (потенциал невелик), к тому же сетка улиц в кольце Садовых сама по себе предствляет историческую ценность. Резерв территории, которую можно было бы использовать для создания новых улиц и повышения проницаемости городской среды обнаруживается в гигантских кварталах московских окраин. Основные запасы неиспользуемых земель хранят промзоны. На территории одного только ЗИЛа, по словам Юрия Григоряна, может поместиться целый город.

В проекте ОМА для решения транспортных проблем Москвы за основу принята существующая инфраструктура. Мобильность обеспечивается путем разделения между собой двух видов дорог: скоростных магистралей и путей для общественного транспорта. Что касается присоединяемых к Москве земель, то здесь архитекторы назвали приоритетным сохранение и даже восстановление зеленого пояса, частично утраченного в наши дни.
OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.
OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.

Проектировщики ФГБУ «ЦНИИП Градостроительства» уверены, что проект Большой Москвы может поспособствовать выходу России на высокую траекторию развития. Они предполагают создать шесть городов-спутников, которые примут на себя ряд столичных функций, в будущем смогут составить конкуренцию Москве. Подготовленный прогноз развития Московской агломерации до 2062 года говорит о постепенном снижении плотности в старых границах Москвы за счет  оттока населения в города-спутники. Докладчик компании Nikken Sekkei Ltd, работающей над проектом совместно с ЦНИИП Градостроительства, рассказал о диверсификации городских центров для создания центров смешанного использования – то есть пространств, пригодных одновременно и для жизни, и для работы, и для отдыха.

Транспортно-пересадочные узлы, согласно проекту, тоже должны быть многофункциональными. Аэропорты становятся  логистическими центрами. Особое внимание уделено развитию системы общественного транспорта, интегрированной в город.
ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.

Французская компания Antoine Grumbach et Associes настаивает на необходимости диалога между новыми и существующими территориями. Связь между ними устанавливается посредством линейного зеленого коридора по калужской оси. По убеждению авторов, Москва могла бы стать большой экологической столицей.

Как рассказала Борина Эндрю, главной артерией развития города является Москва-река. Центральные точки развития выделены в северной и юго-восточной частях реки. Стремление воспрепятствовать хаотичному расползанию города вылилось в создание московского Манхеттена – Сити II. В проекте сделан акцент на сверхвысокие скорости – спроектирован скоростной дублер МКАДа. Предусмотрено строительство трех железнодорожных станций. Система скоростного метро позволит добираться из Шереметьево в Домодедово всего за 30 минут. Новая ветка метрополитена соединит Сити I и Сити II. Подземные железнодорожные линии покроют расстояния до 500 км и выше – например, между Петербургом и Сколково.
Antoine Grumbach et Associes.
Antoine Grumbach et Associes.
Antoine Grumbach et Associes.
Antoine Grumbach et Associes.

Андрей Чернихов в своем докладе попытался развеять сразу несколько мифов о Москве. В первую очередь, миф об отсутствии свободных территорий в старых границах. По скользящим статистическим данным Москва обладает резервным запасом земель порядка 8,7 тысяч га. Редевелопмент индустриальных зон позволит построить 27 дополнительных станций метро на ветках, проходящих через промзоны. Кроме того, огромный земельный ресурс – это территории вдоль заброшенных железных дорог. Сейчас все грузовые потоки идут через центр столицы, поступая сначала на вокзалы, а уже оттуда расходятся в разные направления. Так что – по словам Андрея Чернихова, основная проблема российской столицы состоит не в том, что она является радиально-кольцевой, а в том, что она таковой в сущности не является, не использует в достаточной мере ресурс объездных трасс.

Команда Андрея Чернихова предлагает создать вокруг Москвы семь периферийных кластеров на основе существующих городов. Пересадочные узлы варьируются от самых простых до многофункциональных хабов, два основных узла помещаются в Текстильщиках и Сити. Остается в силе программа четырех хорд. Существующие железнодорожные вокзалы (хотя бы частично) должны быть перепрофилированы, скажем, под музеи. А новые вокзалы предлагается строить вблизи основных транспортно-пересадочных узлов.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.
Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA Чернихова А.А.

Проект под названием «Городское великолепие» итальянских архитекторов из Studio Associato Secchi-Vigano возник в ходе детального изучения топографии региона. Архитекторы сосредоточили свое внимание не только на лесном богатстве Подмосковья, но преимущественно на равнинных территориях и многочисленных водоемах. В результате они выделили одну из самых высоких точек Московской области – Теплостанскую возвышенность (около 200 м над уровнем моря). По замыслу авторов, все пространство здесь должен занять большой парк.

Объединив идеи, заложенные в генпланах Москвы и Подмосковья, со своими собственными наработками в области валоризации равнинных территорий архитекторы выявили основные зоны развития как внутри города, так и в окружающих его городах-сателлитах. Архитекторы предлагают систему высокоскоростного сообщения радиусом до 900 км. Тем самым обеспечивается связь не только с близлежащими городами (Тула, Тверь), но и с отдаленными (Петербург, Сочи).
Studio Associato Secchi-Vigano.
Studio Associato Secchi-Vigano.
«Городское великолепие». Studio Associato Secchi-Vigano.
«Городское великолепие». Studio Associato Secchi-Vigano.

Проектировщики из Urban Design Associates высказали опасения, что старая, то есть нынешняя Москва придет в упадок, когда все инвестиции направятся на строительстов новой. Нечто подобное в свое время произошло с Детройтом. Так что по мнению американских архитекторов, важно не только построить новый город, но и оживить старый.

Полицентричная градостроительная структура будет способствовать решению транспортной проблемы. В этом направлении предлагается целый ряд мер: от строительства жилья в непосредственной близости к работе и развития общественного транспорта по траектории движения людей до взимания платы за въезд на личном автотранспорте в особо переуплотненные районы города. Разумеется, потребуется строительство новых парковок, в том числе – перехватывающих.
Усовершенствование метрополитена сводится к появлению трех окружных линий, существующие ветки продлеваются в сторону юга. Подземная железнодорожная сеть связывает Киевский и Ленинградский вокзалы. Но самая радикальная идея – строительство огромного железнодорожного вокзала у стен Кремля.

Правительственные учреждения предлагается переселить лишь частично. В новый Федеральный центр без затруднений смогут переехать, к примеру, судебные органы или иностранные посольства. Но структуры безопасности, по мнению архитекторов из Urban Design Associates, должны остаться в Кремле.

Опустевшие правительственные здания получат новую функцию жилых апартаментов класса люкс. Москва-река, по мысли авторов, станет главным зеленым поясом и центральным местом отдыха москвичей. А к новому Правительственному центру планируется подвести искусственные водоканалы.
Urban Design Associates.
Urban Design Associates.
Urban Design Associates.
Urban Design Associates.

Александр Скокан развивает выдвинутую им ранее идею о «100 московских городах». Проведя анализ исторического развития города, архитекторы «Остоженки» обратили внимание на его генетическое строение. В результате участникам семинара была представлена секторная модель агломерации, где присоединяемые земли рассматриваются как один из 12 секторов – не более того. А сам факт его присоединения позволяет надеяться, что со временем и остальные сектора войдут в состав Московской агломерации.

По словам Александра Скокана, Москва – это довольно рыхлый город с большим запасом свободных территорий, которые без труда обнаруживаются и вдоль главной его диагонали – Москвы-реки. Согласно с предложенной планировочной схемой, все значимые городские объекты располагаются вдоль зеленого луча реки, в том числе – правительственные учреждения.  Архитекторы отказываются от идеи их переноса в новую часть города.

Транспортная схема предусматривает строительство малого железнодорожного кольца, скоростного метро – экспрессов с тремя остановками внутри города. Что же до новой территории, то здесь предлагается трехчастное зонирование. Три ландшафтные зоны горизонтально располагаются вдоль рек. Функциональное наполнение каждой из зон строится по принципу – чем дальше от центра, тем разреженнее застройка и транспортная сеть.
 
АБ «Остоженка».
АБ «Остоженка».
«100 московских городов». АБ «Остоженка».
«100 московских городов». АБ «Остоженка».

Архитекторы компании «L'AUC» выделили основные функциональные центры – научные, образовательные, финансовые, федеральные и т.д., а затем равномерно рассредоточили их в пределах старой и новой Москвы, отойдя таким образом от идеи специализированных кластеров.

Инфраструктура, характеристики застройки и транспортная сеть напрямую зависят от степени плотности населения. Самая высокая плотность наблюдается вдоль железнодорожных путей, а также в таких центрах активности, как Сколково. Здесь предусматривается скоростной транспорт и мощные развязки. Жилая и офисная застройка потребует развития общественного транспорта, велосипедных и пешеходных маршрутов.

Самая низкая степень плотности характерна для дачных поселков, которые, по мнению «L'AUC», непременно должны быть сохранены как часть российской городской культуры. Основная мысль концепции этой команды заключается в гибкости генплана, который должен предлагать возможные варианты развития города, но никак не фиксированную программу.
Концепция L’AUC.
Концепция L’AUC.
Методологические предложения L’AUC.
Методологические предложения L’AUC.

Последним представляло свой проект бюро Рикардо Бофилла: он называется i-Moscow или «умная Москва» – именно такой видит российскую столицу испанский архитектор. Прислушавшись к мнению экспертов на предыдущих семинарах, Рикардо Бофилл сконцентрировался на решении самых актуальных проблем Москвы. Так, он предложил создать отдаленные стратегические хабы: в Петербурге, на Урале и в Азии. На периферию юго-западного приростка Москвы вынесен автономный таможенный городок. Такие меры позволят пустить все грузовые потоки в обход Москвы – скажем, через Сибирь, прозвучало на семинаре. Как результат – существенная разгрузка исторического центра.

Концепция проекта вращается вокруг идеи линейного города, который начинается в центре столицы и плавной линией прорезает всю территорию новой Москвы. По всей длине располагаются основные городские объекты. Ближе к МКАДу запроектирован Федеральный центр. На окраинах сосредоточено производство. Сделав реверанс в сторону исторического центра, проектировщики остановились на малоэтажной застройке. В зоне скопления водоемов уверенной рукой Рикардо Бофилла нарисован озерный городок, утопающий в зелени. Транспортное развитие сводится к созданию транзитной высокоскоростной системы, но при этом подчеркивается необходимость «капиллярной» транспортной и уличной сетей.
«i-Moscow». Бюро Ricardo Bofill.
«i-Moscow». Бюро Ricardo Bofill.
«i-Moscow». Бюро Ricardo Bofill.
«i-Moscow». Бюро Ricardo Bofill.

Подводя итоги третьего международного семинара, эксперты сошлись во мнении, что предложенные всеми без исключения участниками масштабные скоростные и дорогостоящие транспортные системы превращают Москву в необъятный и чрезмерно доминирующий над остальными российскими городами мегаполис. Интересно, что за основу проектирования абсолютным большинством принята модель «Большого Парижа». При этом иностранные эксперты единодушно советуют присмотреться к опыту Стамбула или Бразилиа…