Марина Игнатушко привезла на «Арх Москву» очень тонкую и осмысленную выставку про нижегородскую идентичность. Поразительно, но на этой миниатюрной экспозиции человеку по-настоящему хорошо.
Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной
Выставка очень небольшая и ее очень легко пройти мимо, потому что расположена она в пеналообразном зале слева от входа на коммерческую экспозицию второго этажа. Ожидали другого – рассказывает куратор выставки Марина Игнатушко: какой-нибудь белой стены и естественного света, при электрических лампах и в серо-зеленых стенах рассмотреть экспонаты нелегко, но стоит попытаться, потому что выставка сделана виртуозно.
Вдоль стены, на почти незаметных стеклянных ножках стоят белые рамки-коробочки, немного напоминающие классическую camera obscura. Внутри каждой – стеклянный слайд с одним из известных зданий Нижнего, начиная от банка «Гарантия» с его лепным, майоликовым, похожим на модерн фасадом и заканчивая зданием училища Олимпийского резерва «Гимнаст» Алексея Каменюка – строгим, геометрическим, алюминиевым, но по-нижегородски все-таки цветным. Слайды большие и многослойные, ближний план отпечатан на самом вернем слое, и так дальше – имитируя удаление, причем довольно-таки искусно, не сразу понимаешь, что в этих слайдах особенного, хотя намек на объем глаз улавливает автоматически.
Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной
«Хотелось каким-то образом проявить особенность архитектуры Нижнего, свойственную ей некоторую ремесленность» – говорит Марина Игнатушко. От себя добавлю, что обычно словом ремесленное мы привыкли обозначать что-то не слишком хорошее, привычка не уважать ремесло и ругать этим словом всех, кого хочется отличить от так называемых «больших художников с полетом мысли» въелась в мозги еще со времен романтического (хотя ремеслом отнюдь не пренебрегавшего) XIX века. Но здесь ремесло не ругательное, оно обозначает рукотворность и то человеческое качество, которое сейчас в просторечии приято обозначать словом душевность. Нижегородская архитектура оказывается теплой даже тогда, когда она стеклянная – достаточно приехать в этот город, или хотя бы посмотреть на здание «Гимнаста», отвечающее на выставке за современность, чтобы это понять. Так вот, слайды с их тщательной и чуть-чуть наивной рукотворностью, очень хорошо выражают это качество ремесла, умеющего держать себя с достоинством. Надо сказать, что это редкое в наших широтах качество – умение проанализировать себя с достоинством и без экзальтации.
Куратор выставки «Нижний Новогород: структуры витального» Марина Игнатушко. Фотография Юлии Тарабариной
Вторая особенность Нижнего по убеждению Марины Игнатушко – это воздух или даже точнее ветер. Город над рекой, город, состоящий из оврагов, город, развивающийся волнами – то есть то нету – как порывы ветра: «это качество хорошо отражают корабли на воздушной подушке и ракеты на подводных крыльях, где крылья есть, но под водой» – рассказывает куратор. Еще лучше, почти совершенно, это свойство города отражено в проекте «Подъемные силы», показанного здесь же на экране. Второй год подряд французский художник Ксавье Жюьо приезжает в Нижний и вместе со студентами ловит на Стрелке речной ветер с помощью разных незамысловатых, но крупных приспособлений вроде полиэтиленовых полотнищ или даже мешков для мусора (см. страницу проекта в фейсбуке). Это тоже шаг к изучению пластических особенностей города, а точнее даже Стрелки, где уже много лет что-то проектируют и планируют построить.
От этой выставки остается очень легкое впечатление; не всем удается показать себя так непринужденно. Да что уж там – ходя по «Арх Москве», понимаешь, что тема сложная, болезненная, а может быть даже и вообще для Москвы преждевременная. Рефлексия дело неприятное, а прилюдная особенно. То ли дело Нижний. Город, о специфике которого критики говорят и пишут еще с девяностых, когда в нем, легко и свободно, как ветер, возникла собственная архитектура – такой город просто не мог не появиться на выставке под названием «идентичность».