Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.05.2012

Забота о homo sapiens

Анастасия Каркошкина
Архитектор:
Ян Гейл

16 мая в ЦДА прошла презентация опубликованных на русском языке книг урбаниста Яна Гейла.

Ян Гейл. Фотография предоставлена организаторами
Ян Гейл. Фотография предоставлена организаторами
Событие состоялось во многом благодаря руководителю Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антону Кульбачевскому и профинансировавшему издание концерну Крост в лице генерального директора Алексея Добашина. Оба подчеркивают, что применяют концепцию Гейла в своей работе уже сегодня.

Существует мнение, что 75-летний Ян Гейл внес за последние полвека наибольший вклад в развитие «городов для людей» по всему миру – их количество исчисляется десятками. В чем же секрет успеха этого урбаниста? Завершив обучение в Школе Архитектуры Королевской Датской Академии Изящных Искусств в 1960 году, молодой специалист вместе с другими проектировщиками, приверженцами незыблемого в ту пору модернистского подхода, летал над родным Копенгагеном и другими городами на аэроплане, придумывая по ходу (а точнее, по лету) прекрасные новые районы, кварталы, улицы и здания. Загвоздка заключалась в том, что прекрасными они были только в воображении архитекторов, которые обозревали с высоты птичьего полета панорамы, недоступные обычным горожанам. То, как выглядит проектируемый ландшафт с точки зрения пешехода, тогда не мог представить себе ни один проектировщик.

Поменять точку обзора Яну Гейлу помогла прекрасная женщина-психолог, его супруга, спросив его однажды: «Вот вы, архитекторы, создаете пространства, в которых живут люди. А что вы о них знаете? Чему вас вообще учат в вашей архитектурной школе?» Тогда Гейл понял, что ведь, и правда, мы гораздо лучше исследовали среду обитания горных горилл или панд, чем условия жизни Homo Sapiens. Сегодня урбанист говорит, что посвятил 40 лет научной деятельности изучению этого вида. Главный вывод, который он сделал, заключается в том, что с воздуха можно спроектировать только города для динозавров, а чтобы сделать что-то хорошее для людей, нужно смотреть вокруг, находясь рядом с ними.

О том, что удалось рассмотреть и понять, спустившись с небес на землю, Гейл рассказывает в своих книгах. На русский язык переведены 3 из них: первая книга Гейла, вышедшая в оригинале в 1971 году «Жизнь среди зданий», «Новые городские пространства» 2000-го года, и последняя, опубликованная всего полтора года назад, в которой урбанист подводит итоги всей своей работы – «Города для людей».
 
Ян Гейл любит повторять: «Сначала мы создаем города, потом они создают нас. Сначала мы создаем здания, потом они создают нас». В своих книгах он предлагает набор из 12-ти инструментов – волшебных палочек, служащих созданию счастливых людей. Вот эти инструменты:
  • Ограничение дорожного трафика и предотвращение транспортных происшествий
  • Борьба с преступностью и насилием
  • Устранение неприятных ощущений, поступающих по каналам органов чувств (здесь Гейл имеет в виду защиту от неприятных природных явлений: ветра, дождя, снега, жары, холода и т.д.)
  • Удобство городского пространства для прогулок – создание специальных прогулочных коридоров, планирование уличной сети таким образом, чтобы она была оптимальной для передвижения пешеходов и др.
  • Удобство для пребывания в стоячем положении
  • Удобство для сидения
  • Визуальная привлекательность городского пространства – формирование городского пейзажа с учетом того, на какое расстояние видят люди, хорошая просматриваемость, интересность окружающей среды
  • Удобство слушания и говорения – чтобы обеспечить это условие, важно снизить городской шум и организовать специальные скамейки для бесед
  • Создание условий для уличных игр и других видов физической активности в течение всего года и любого времени суток
  • «Человеческий» масштаб урбанистической среды – городские объекты должны быть соразмерны человеку, необходимо возвращение от техноскорости 60 км/ч к естественному восприятию пространства при 5 км/ч, когда охватываемые расстояния и размеры значительно меньше и пешеходы успевают разглядеть детали окружающего мира
  • Создание условий для максимального использования климатических преимуществ
  • Эстетическое качество городской среды как источник позитивного сенсорного опыта
Следование этим условиям, по мнению Гейла, восстановит нарушенный баланс между общественными и транспортными зонами города. Ведь на протяжении всей истории человечества первые играли важнейшую роль – это были места встреч и собраний, рыночные площади и связующие пути. Но с 50-х годов прошлого века города наводнили автомобили, и теперь идет процесс отвоевания пространства у них: примерно в 80-е, наконец, стало появляться понимание, что демократия заключается не в возможности парковать машину в любом месте, а свободно общаться на любые темы (так, в Испании после падения режима Франко и отмены запрета на собрания более трех человек за очень короткий срок возникло колоссальное количество новых общественных пространств).
На месте парковок в Копенгагене появились площади © Ян Гейл
На месте парковок в Копенгагене появились площади © Ян Гейл

Всем 12-ти условиям, по словам урбаниста, соответствует центральная площадь Сиены, а отвоевать от автомобилей на сегодняшний день удалось Барселону, Леон, Страсбург, Фрайбург, Копенгаген, Портленд, Куритибу, Боготу и Мельбурн. Идеальным городом все по тем же причинам Гейл считает Венецию, особенно ему импонирует здешняя традиция останавливаться в узких улочках и подолгу беседовать.

Урбанист говорит, что главное вознаграждение, которое он получил за свою работу – возможность увидеть при жизни, что в Ольборге, Орхусе, Аделаиде, Осло, Белграде, Гетеборге, Гуанчжоу, Хобарте, Лондоне, Мальме, Мехико, Милане, Ньюкасле, Мускате, Норвиче, Сан-Паулу, Шеффилде, Сиэтле, Сток-он-Тренте, Сиднее, Цюрихе и многих других городах люди почувствовали себя гораздо комфортнее. Десятилетия Гейл работал над тем, чтобы превратить центральную часть родного Копенгагена в дружелюбную среду без машин. Начиная с 1960-х годов, их количество ежегодно сокращали на 2%, возвращая пространство пешеходам и велосипедистам, а на месте ненужных теперь парковок возникли общественные места. Сегодня юные жители датской столицы могут дойти до школы, ни разу не пересекая опасную проезжую часть, в 4 раза больше людей с удовольствием проводят время на улицах, продолжительность прогулочного сезона возросла с 2-х до 10-ти месяцев в году, а 70% горожан не отказываются от велосипеда и в зимнее время.
70% жителей Копенгагена не расстаются с велосипедами даже зимой © Ян Гейл
70% жителей Копенгагена не расстаются с велосипедами даже зимой © Ян Гейл

Мельбурн, который часто называют наиболее комфортным для жизни городом мира, еще 10 лет назад был печальным, пустым местом, но Гейл и здесь достиг блестящих результатов, аналогичных «копенгагенскому эффекту». Многие люди из нью-йоркской пригородной зоны теперь тоже предпочитают для перемещения в центр велосипеды, и дело идет на лад. «Больше дорог – больше трафика» – одна из любимых аксиом Гейла, которую он подкрепляет примерами Сан-Франциско, где вопреки ожиданиям абсолютного коллапса после разрушения в результате землетрясения трех крупных городских магистралей транспортная ситуация улучшилась, и Сеула, где планировщики вспомнили, что некогда под многоуровневой многополосной дорогой протекала река и вернули ее на прежнее место, помимо стабилизации проблем пробок получив прекрасное место отдыха по берегам.
В Сеуле на территорию оживленной трассы отдали реке © Ян Гейл
В Сеуле на территорию оживленной трассы отдали реке © Ян Гейл

Также команда «Гейл Архитектс» принимает участие в разработке стратегий развития целых территорий: это проект Каслфорд, объединяющий 5 депрессивных британских городов в западном Йоркшире, обладающих культурно-историческим, индустриальным, транспортным потенциалом, где ставка сделана на развитие группы как единого полицентрического комплекса, строительство города Асперн Зеештадт на месте аэродрома неподалеку от Вены (здесь предполагается создать мультифункциональный кластер вокруг большого природного озера в центре, который Гейл предлагает «красочно» зонировать – выделить красную (торговля, культура), голубую (тенистый променад у озера) и зеленую (городские парки и пригородные рекреационные зоны) области) и многие другие.

Будучи в Москве, Ян Гейл выразил сожаление о том, что так долго работал по всему миру и ни разу не был раньше в этом прекрасном городе. Урбанисту очень понравились реки и обширные зеленые пространства Москвы, но приспособленность городской среды для жизни людей пока оставляет желать лучшего. В ближайшее время Гейл намерен активно наверстывать упущенное: ему уже приходилось видеть подобную картину во многих городах по всему миру, и он уверен, что в нашем городе тоже сможет добиться успеха.