Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.05.2012

Языком Высокого Возрождения

Татьяна Шовская
Объект:
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Адрес:
Россия, Москва. улица Долгоруковская, дом 21
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Авторский коллектив:
ГАП Владимир Лабутин; архитекторы: Наталья Хайкина, Александр Добрев, Деница Петрова, Анна Савелова, Мария Подушкина

Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».

Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Для главного архитектора проекта Владимира Лабутина и его команды ландшафтное решение дворов «Итальянского квартала» стало вторым опытом в области благоустройства территории, поскольку до этого он занимался главным образом объемной архитектурой. Однако не это обстоятельство вызывало у архитектора некоторую настороженность в самом начале работы над проектом. Лабутин считает себя приверженцем модернистских форм, в то время как «Итальянский квартал» в исполнении Михаила Филиппова – типичный для последнего пример неопалладианства. Подсказку в разрешении этого противоречия Лабутин нашел для себя в творчестве итальянского архитектора Карло Скарпа, который с невероятной элегантностью интегрировал модернистские формы в историческое пространство Венеции.

Помимо общей стилистической предопределенности Владимиру Лабутину пришлось считаться и с тем, что все корпуса и дворы «Итальянского квартала» названы по именам городов этой страны. Так, центральный двор называется «Флоренция», два боковых – «Рим» и «Милан». В конце концов именно эти названия, а точнее историческая архитектура указанных городов и послужили отправной точкой для поиска ландшафтного решения. В основу планировки каждого из дворов авторы проекта положили… знаменитые памятники эпохи Возрождения, что важно, не прибегнув при этом к прямому копированию.. Так, подосновой плана центрального двора стал фрагмент фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла, где отдельные его части обрели материальность: окно-роза превратилась в круглый бассейн, на дне которого мозаикой выложен переплет, волюта стала плавной формы подпорной стенкой, фронтон – перголой и т.д. По замыслу Владимира Лабутина, глядя на двор сверху, из своих окон, жители квартала будут видеть именно изображение фрагмента фасада во всей великолепной гармонии его пропорций, прорисованных Леоном Баттистой Альберти.

Для двух других дворов архитекторы выбрали произведения Донато Браманте, который работал и в Милане, и в Риме, тематически объединив тем самым оба пространства. «Милан» представляет первая архитектурная работа Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, а «Рим» – самая известная его постройка Темпьетто. Здесь решение строится по иному принципу: архитекторы отталкиваются от популярного в XVIII веке жанра парка-руины и «разрушают» Темпьетто, оставляя от нее лишь основания колонн и фрагмент стены с нишей, предоставляя взамен возможность, словно в наглядном пособии, увидеть план знаменитого сооружения в натуральную величину. «Разрушая» Темпьетто, архитекторы немедленно создают вокруг ее руин музей, прокладывая деревянные мостки, по которым обычно посетители обходят подобные памятники, чтобы не навредить им, – здесь они служат скамейками, пандусами и мостиками через небольшой бассейн, устроенный в виде круглого рва. Водоемы, кстати, присутствуют во всех трех дворах, и везде они устроены по принципу сухих фонтанов, т.е. глубина их минимальна, зато возникает характерный успокаивающий шум воды и эффект зеркального отражения, что кажется авторам проекта очень важным для ощущения комфорта в зеленых зонах.

Большое внимание архитекторы уделили выбору материалов для этих небольших ландшафтных построек – все объемы в результате было решено выполнить из архитектурного камня, обладающего достаточной устойчивостью и правильной цветовой гаммой. Для «Флоренции» были выбраны прохладные оттенки, для «Рима» более теплые. Мощение предполагается выполнить из клинкерной плитки, патинированного камня и – фрагментарно – из мозаики. Поскольку техническим заданием везде предусматривались детские площадки, то каждый двор распадается на две части, в одной из которых создается игровая зона для детей, причем в каждом из дворов она рассчитана на свою возрастную группу. В центральном дворе спроектирована особенно интересная конструкция, это аллюзия на Понте Веккьо, а специальное безопасное резиновое покрытие под ним будет имитировать мутные воды реки Арно.

Если три внутренних двора будут обслуживать только жителей квартала, то зеленая зона перед главным входом в комплекс со стороны Долгоруковской улицы станет общедоступным городским пространством. Она фиксирует собой исходную точку веерной структуры всего квартала, спроектированного с учетом доминанты колокольни церкви Николая Чудотворца в Новой слободе. Архитекторы превращают этот небольшой сквер в условный амфитеатр с одной лестницей, ориентированной на подъезд здания. Верхняя часть амфитеатра станет площадкой для летних столиков кафе, базирующихся на первом этаже комплекса, две полукруглые ступени, как и положено в амфитеатре, будут скамьями. Озеленение всех дворов осложнено тем, что они расположены на крыше подземной парковки, поэтому в качестве основного растения авторы выбрали низкорослую декоративную липу, которая быстро растет и хорошо поддается формовке. Исключение составит зеленая зона, примыкающая к комплексу со стороны улицы Фадеева. Здесь уже существует березовая аллея, которая в контексте нового квартала также будет переосмыслена в духе итальянского Возрождения. Существующую осевую композицию поддержат две линии невысоких фонтанчиков, от шума улицы это пространство будет отгорожено протяженной перголой, а композиционным акцентом станет колодец. Этот типичный атрибут небольших – «рядовых» – площадей исторических итальянских городов будет нести здесь исключительно декоративную функцию.

Таким образом, зеленые зоны комплекса хоть и носят локальный характер, но обеспечивают связь нового квартала с городом и подготавливают горожан к вхождению в стилизованную среду обитания, столь богатую на цитаты и аллюзии.
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
Благоустройство и озеленение территории «Итальянского квартала»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры