17 апреля в ЦДА, помимо выборов президента СМА, состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса молодых архитекторов Москвы «Перспектива-2012». Гран-при получил проект, иронически пародирующий рост Москвы в виде Вавилонской башни. Две других награды «Перспективы»: за исследование жилых пустот и за проделывание дыр в стенах станции метро.
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Проект «Москва в ожидании расширения»
В этом году жюри молодежного конкурса СМА рассматривало 30 работ, показанных на выставке в большом фойе ЦДА. Треть из них составили портфолио, поданные непосредственно на конкурс «Перспективы», и еще две трети набралось из клаузур, сделанных участниками форума «Архитектура и природа» по теме «Большая Москва». Задача жюри, таким образом, оказалась непростой: выбирать из портфолио, которые по определению должны отражать и credo, и жизненный путь автора – и клаузурой, проектом сделанным на заданную тему за короткий срок, более чем сложно. К тому же тема «Большой Москвы» – по определению очень спорная, кто бы за нее ни брался: жюри не удалось найти ни одного проекта-клаузуры, который понравился бы всем четверым его членам (а оценкой проектов занимались Александр Купцов, Николай Лызлов, Александр Скокан и Ярослав Усов). Так что троих лауреатов «Перспективы» 2012 года выбрали из основного состава – архитекторов, подавших свои работы непосредственно на конкурс премии. Впрочем, среди них тоже оказались проекты, посвященные «Большой Москве».
В положении смотра-конкурса значится, что в случае поступления «особо интересной» работы его авторам может быть присужден Гран-при. Такой работой в нынешнем году стал проект «Москва в ожидании расширения», авторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO
Архитекторы продемонстрировали резко саркастический подход. По их мысли, Москва не расширяется, но возвышается, растет не вширь, а вверх – пропорционально росту амбиций, возможностей и благосостояния горожан. Другими словами, Москва – это своего рода лестница, по ступеням которой можно взобраться на вершину мира. Существующие границы города проекционно приподняты, в результате на его месте образуется что-то вроде насыпи или кургана. Авторы проводят параллели и с зиккуратом, и с египетской пирамидой, и с Вавилонской башней – значительные и сплошь пугающие образы. Но самым напряженным моментом в инсталляции становятся даже не деформированные очертания столицы, а люди, выстроенные вкруг абриса старой Москвы и молча созерцающие происходящие перемены. Лозунг проекта гласит: «Люди Подмосковья застыли в ожидании… Вот-вот у их ног окажутся ступени лестницы счастья».
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Проект «Москва в ожидании расширения»
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Проект «Москва в ожидании расширения»
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Проект «Москва в ожидании расширения»
Впервые приняв участие в смотре, Рубен Аракелян сразу же получил диплом лауреата за проект «Исследование жилых пустот». Жюри подкупила научная подоснова проекта, а также эффектная, но сдержанная подача в черно-белых тонах. Рубен Аракелян рассказал корреспонденту Архи.ру, что проект стал результатом масштабного исследования жилых пустот, осуществленного им в годы обучения в аспирантуре МАрхИ. Архитектор последовательно изучал эволюцию пустот как части городского пространства со времен первобытнообщинного строя к средневековью и до наших дней, а также факторы, влияющие на их формирование. Анализ пространственных характеристик жилой среды выявил систему традиционных и нематериальных ценностей, которые автор попытался приложить к современным пространственно-планировочным принципам. В качестве условной территориальной привязки был выбран район Армении – условной в виду того, что сама по себе пустота универсальна и не может быть привязана к конкретному региону.
Рубен Аракелян. Проект «Исследование жилых пустот» (один из планшетов)
Владимир Гаранин получил диплом за проект «Реконструкции станции «Пролетарская». Проект "Vibracells" обращен к судьбе станции метро, которая в ходе ремонтных работ уже лишилась части облицовочной плитки и красуется облупившимися бетонными боками. Гаранин предлагает альтернативный подход к реконструкции. Рассказывая о своем проекте, архитектор выстраивает сложные ассоциативные ряды – от растрескавшейся земли в результате вибраций, рождаемых движением поезда, до распада СССР, из-за чего в развитии современной России образовались «черные дыры». Такие же дыры-ниши хаотично сформированы на граненых декоративных панелях, которыми закрываются стены станции по обе стороны платформы. Ниши несут в себе не только символическую, но и функциональную нагрузку, поглощая шум. С этой целью предполагается применять шумопоглащающие материалы. Еще одно ноу-хау проекта – деревья, высаженные непосредственно на платформе. Отсылкой к истории становятся медные панели с советской символикой.
Владимир Гаранин. Проект «Реконструкции станции «Пролетарская»
Владимир Гаранин. Проект «Реконструкции станции «Пролетарская»
Владимир Гаранин. Проект «Реконструкции станции «Пролетарская»
Владимир Гаранин. Проект «Реконструкции станции «Пролетарская»
Владимир Гаранин. Проект «Реконструкции станции «Пролетарская»
Гран-при, врученный в этом году, разработан победительницей проведенного в прошлом году конкурса на логотип «Перспективы» Марией Илюшиной. Это хрустальный куб с надписями – организаторы уже прозвали его «младшим братом хрустального Дедала». Двое других лауреатов получат грамоты, а также такая награда, как право вступления в Союз московских архитекторов без прохождения комиссии по приёму.
Наградной знак премии «Перспектива». Автор знака - Мария Илюшина
Участников форума «Архитектура и природа» наградят грамотами на Арх Москве, добавив к ним призы для победителей интернет-голосования и призы прессы.
|