В то время, как программу развития Большой Москвы обсуждают именитые российские и зарубежные архитекторы, информагентство СА «Архитектор» провело форум «Архитектура и природа». 2 апреля в ЦДА состоялась предзащита работ команд, представивших решения для будущей агломерации. Представляем обзор наиболее интересных проектов.
Марина Цислицкая, Луиза Зарабян, Марина Нунупарова и Артем Рева в своем проекте особое внимание уделили проблеме раздробленности центральной части города – многочисленные вокзалы и железнодорожные пути и сами по себе поглощают значительные пространства, и превращают город в несколько фактически изолированных друг от друга островов. Архитекторы предложили свой выход из сложившейся ситуации: их проект предусматривает перемещение вокзальных комплексов ближе к Третьему транспортному кольцу и объединение отдельных узлов (Рижский вокзал с Савеловским, Ярославский с Ленинградским и т.д.). По их мнению, такое решение, помимо прочего, дает новые возможности использования промышленных площадей вокруг ТТК – очевидно, потребуется определенный набор инфраструктурных объектов (отелей, мест общественного питания), привязанных к транспортным узлам. Новую вокзальную сеть планируется интегрировать с усовершенствованной системой метро, которая обеспечит удобное перемещение по всему центру, а также создать станции пересадки пассажиров с железнодорожного транспорта дальнего следования на городской общественный транспорт ближе к городским окраинам. Таким образом, можно получить новые интересные общественные пространства в центре Москвы в зданиях вокзалов по примеру парижского музея д'Орсе, тропического сада и знаменитого ночного клуба в мадридском Аточа, а сами пути превратить в тенистые прогулочные аллеи.
Многие из принимающих участие в конкурсе ребят мечтают превратить город в более естественную и приближенную к природе среду обитания. Елена Зайкова, Ирина Урсол, Анна Карпенко, Юлия Горепенина, Евгений Талянин, Элина Грибкова и Надежда Дмитриева считают, что «зеленая» архитектура, подразумевающая энергоэффективность, экологичность материалов и снижение воздействия на окружающую среду, позволит ускорить движение к идеалу. Именно поэтому в проекте данной команды было так много зданий, оформленных зеленью: растения появлялись на стенах, кровле, террасах, полах внутренних помещений. Участники подчеркивают, что для успешного внедрения подобных технологий в России нужно как можно быстрее разработать собственные стандарты, т.к. европейские LEED или BREEAM не учитывают наших суровых климатических условий и других особенностей.
Алексей Кочуркин в своем проекте выдвинул идею о том, что парки – это не просто рекреационные зоны, а «лифты» развития территории. Так, архитектор превратил королевский Версальский огород во Франции в выставочно-прогулочное пространство с поющими овощами, а винный парк неподалеку от Анапы интересен разнообразием ландшафтов и способов проведения досуга. Подобные решения, по его мнению, будут эффективны и в Москве.
Дмитрий Фомичев, Нина Фидря, Андрей Беличенко, Елена Саруханова, Мария Олейник, Федор Шемякин, Ксения Сантова, Анна Шестова, Ирина Смирнова, Даниил Дарьков, Максим Тарасов сконцентрировались на проблемах реновации бывших промзон. Они провели исследование совместно с воспитанниками архитектурной школы «Старт» и предложили эти неблагополучные, в том числе с точки зрения экологии, пространства превратить в сложные экотехнологичные системы – парки, где будут располагаться футуристичные здания и предприятия по переработке отходов, функционирующие благодаря автономным «зеленым» источникам энергии и т.д. У ребят уже готовы и проекты самих этих сооружений.
Футуристичные экокомплексы воспитанников школы «Старт»
Максим Ошкин, Александра Савенкова и Алевтина Томилова изучили культурно-историческое наследие присоединяемых к Москве земель. Множество расположенных здесь живописных усадеб планируется включить в состав рекреационных комплексов. Они будут замкнуты в «зеленое кольцо», из которого будет организован легкий доступ к достопримечательностям соседних территорий Подмосковья.
Зеленое кольцо Большой Москвы
Александра Ушакова исследовала структурные проблемы агломерации в контексте транспортного каркаса города. Она придумала «принцип улитки»: исторический центр города – это «панцирь», где наибольшее значение имеют культурные функции, а «тело», которое возьмет на себя роль делового центра и будущей мировой финансовой столицы, будет развиваться вдоль скоростных магистралей по типу римских акведуков: меридиональной Санкт-Петербург – Краснодар и широтной, которая свяжет нашу страну с Европой параллельно Транссибу. Рост «тела улитки», по мнению Александры, это куда более сбалансированный способ развития города, чем официальный проект Большой Москвы: урбанизация будет происходить в разных направлениях, захватывая населенные пункты и территории, естественно тяготеющие к этому каркасу.
Павел Чартиледи, Юлия Степушина, Марина Сучкова, Лариса Иванова пошли по другому пути, разработав программу развития присоединяемой территории в официальных границах. Ее крупнейший по численности населения город Троицк станет центром новой части агломерации. В наукограде есть все условия для размещения инновационных отраслей промышленности. По мнению разработчиков концепции, нужно только повысить престижность научной сферы среди молодежи и улучшить инфраструктурное обеспечение города. Важным структурным звеном развития агломерации также являются транспортные магистрали. Административно-деловой комплекс, где смогут жить и работать 100 тысяч человек, запланирован на пересечении Киевского шоссе и трассы, соединяющей его с Варшавским шоссе, неподалеку от Красной Пахры. Конечно, это гигантское сооружение должно быть «дружелюбной» средой обитания – уже упоминавшаяся бурная растительность покроет горизонтальные поверхности внутри и за пределами здания, его стены, а на крыше будут организованы зеленые театры. Также децентрализация в понимании авторов проекта «Зеленая юбка Москвы» включает консервацию существующих небольших городков и деревень, в которых планируется развивать гостиничную инфраструктуру, строительство вдоль магистралей высотных зданий, которые станут надежным антишумовым щитом для низкоэтажной застройки в виде хайтек-юрт и домов-трансформеров за ними.
Концепция развития присоединяемой территории Большой Москвы П. Чартиледи
Очень интересными оказались и представленные на форуме урбанистические концепции, затрагивающие философские аспекты городских проблем. Валерия Буторина, Ольга Мальцева, Алиса Заржевская представили глубокую и красивую идею, определив главную болевую точку как отношение общества к окружающему миру, порождающее не только экологические проблемы, но и общее неблагополучное эмоциональное состояние. Поэтому сознание человека должно меняться в сторону кардинального изменения образа жизни и мышления и, в частности, отказа от тотального потребления в самом широком смысле этого слова. Конечно, нельзя заставить горожан принять эти идеи, зато можно дать им возможность попробовать альтернативные способы существования в специализированных игровых лабораториях, где города предстают как автономные образования с внутренней валютой и демократическим устройством, где общественная жизнь богата на интересные события, а планировка отличается отсутствием жестко заданных стандартов и ограничений. Молодые архитекторы предлагают убрать из городов автомобильный транспорт, не тратиться на строительство дорог (по их мнению, куда дешевле использовать летательные аппараты), а успешность территории измерять не ВВП, а уровнем счастья населения: «Проектировщики должны мыслить не только метрами и рублями».
Иллюстрация к философской урбанистической концепции Валерии Буториной, Ольги Мальцевой, Алисы Заржевской
Михаил Приемышев, Денис Притчин, Наталья Чернышева, Маргарита Иванова, Надежда Снигирева, Надежда Киселева, Лев Анисимов, Татьяна Белова на данной стадии разработки концепции большого города решили разобраться, в чем заключаются его плюсы и минусы. Их концепция носит соответствующее кодовое название «VS». Команда планирует в дальнейшем максимально использовать очевидные «за» и, заранее вычислив все «против», искоренить их. Вот лишь некоторые противопоставления, которые рассмотрели ребята: Москва и Большая Москва – как объединить старое и новое таким образом, чтобы на присоединяемой части города были не только комфортные условия жизни и работы, но именно она обеспечивала бы развитие всему городу; проектирование и самоорганизация – очень часто проектирование города «сверху» безадресно, поэтому не создается гибкая и эффективная структура города, в качестве альтернативы команда предлагает проектировать парки и использовать их как средство самоорганизации гибкой урбанистической среды; потребление и созидание – в сегодняшнем мире архитектура часто является инструментом получения сверхприбыли и прочих материальных благ, поэтому необходимо сместить приоритеты на производство знаний и культурных ценностей.
VS Михаила Приемышева и его команды
У Ильи Копычина, Ирины Шипук, Дарьи Шарыгиной есть опасения, что соотношение «город – человек» все больше уподобляется паре «механизм – шестеренка». Для того, чтобы вернуться к человеческим масштабам среды обитания, по мнению архитекторов, необходимо привнести в городское пространство элементы творчества. Команда предлагает при проектировании опираться на базовые пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус: возможно, это будут звуковые парки и «убежища тишины», ароматический дизайн городских объектов и т.д.
Илья Копычин, Ирина Шипук, Дарья Шарыгина
Большое внимание роботам и другим техническим новшествам уделили в своем проекте развития присоединяемой территории «Техноверсаль» Артур Скижали-Вейс, Алексей Кацевал, Анна Буракова, Анастасия Осадченко. Они позиционируют свои разработки как проект будущего, который будет воплощен полностью после 2050 года. Команда считает, что к этому времени произойдет очередной скачок технического прогресса, и все изменится настолько, что сегодняшние проблемы утратят актуальность. Поэтому они придумали чудесное зеленое пространство города-парка, оборудованное самыми современными новшествами. Базовые составляющие такого города – бесшумные скоростные системы общественного транспорта местного значения и дальнего следования на воздушной подушке, летающие автомобили в качестве личного транспорта, а жилые и офисные здания будут снабжены технопарками для ремонта и обновления многочисленной робототехники.
Город Будущего Артура Скижали-Вейса и его команды
Некоторые команды, напротив, не пошли по пути поиска решений всеобъемлющих городских проблем, а предложили идеи разрешения частных, но важных задач, которые являются компонентами целого. Анастасия Прутова и Светлана Петрина, например, разработали проект экошколы, облицованной инновационными металлическими панелями. Они придадут интерьеру и экстерьеру зданий более эстетичный и современный вид, помогут создать идеальную тепло- и звукоизоляцию, а главное, будут служить универсальным антивандальным и огнезащитным покрытием.
Инновационные панели для экошколы Анастасии Прутовой и Светланы Петриной
Дарья Ефимова и Иван Старых придумали, как можно в той или иной степени стабилизировать транспортные проблемы в городе: в Москве пешеходы должны быть полностью устранены с опасной проезжей части на соединяющие стороны улиц переходы-сады, которые могут стать такой же узнаваемой приметой города, как, к примеру, петербургские мосты. Крупные перекрестки нужно лечить «таблетками» – именно такую форму комплекса-перехода над ними предлагает автор. Подобные «навесные» над проезжей частью здания автор планирует насытить различными функциями: парковками, торговыми и выставочными объектами, недостающими в Москве приличными общественными туалетами, а сверху разместить смотровые площадки.
Таблетка для Москвы Дарьи Ефимовой
Наталья Брайловская, Алексей Невзоров и Владимир Юзбашев считают, что городская среда должна стать более обжитой, и воплощают в жизнь формулу «двор = квартира», зонируя дворовые пространства по функциональному и возрастному назначению, размещая там арт-объекты, уличную мебель и используя экологичные материалы. Команда уже разработала типовые проекты подобных эргономичных «мелочей».
Оформление дворовых пространств с использованием экологичных материалов
Эксперты конкурса (вице-президент МСА Андрей Таранов, руководитель программы международного сотрудничества СМА Александр Чугунов, главный архитектор Мосгражданпроекта г. Серпухова Сергей Рубинштейн, преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры МАрхИ Екатерина Ожегова) в целом одобрили представленные проекты, но подчеркнули, что многие из них вряд ли могут быть реализованы по таким прозаичным причинам, как нехватка финансирования, ограниченные возможности использования пространства и т.д. Впрочем, кому как не молодому поколению игнорировать существующие ограничения и не откладывать жизнь в городе мечты в долгий ящик?
|