Для компании X5 Retail Group архитектурное бюро ADM Architects спроектировало инновационную штаб-квартиру, больше похожую на бизнес-парк, вольготно раскинувшийся на подмосковных просторах.
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Сотрудничество с компанией X5 Retail Group, владеющей, в частности, брендами «Пятерочка» и «Перекресток», стало для ADM Architects принципиально новым опытом проектирования офисных комплексов. Архитектор Андрей Романов признается, что впервые за много лет столкнулся со столь подробным и продуманным техническим заданием, свидетельствующим о наличии у заказчика не только достаточного количества средств, но и продуманной бизнес-идеологии. Компания, для которой словосочетания «социальная ответственность» и «экологичность» отнюдь не пустой звук, заказала проектировщикам двухэтажный загородный офис, в котором была бы сохранена связь комплекса с природным ландшафтом и создано сомасштабное человеку пространство. Отдельно в техническом задании оговаривались горизонтальные связи между департаментами и расширенная социальная инфраструктура: в частности, помимо столовой и кофепоинтов в комплексе должны были появиться детский сад, фитнес с бассейном и химчистка, а подземная парковка вместить автомобили всех сотрудников.
Разрабатывая концепцию здания, ADM Architects стремились к тому, чтобы подобная «человечность» как можно полнее отразилась в его архитектурном облике. Предложенный ими офис состоит из сетки одно- и двухэтажных корпусов, образующих внутренние дворы. Сетка не носит жесткий ортогональный характер, она как будто нарисована свободной рукой: направления линий чуть отклоняются от прямых углов, придавая всей системе подвижность и живописность. Часть ячеек занята крупным объемом конференц-зала, а к офисной части примыкает торговая зона, где будут размещаться принадлежащие компании сетевые магазины.
Каждое пересечение корпусов здесь – это своеобразный узел, в котором располагаются переговорные, серверные и архивы, а вокруг формируется тот или иной департамент. А поскольку департаменты различаются по размеру, то к одному узлу могут примыкать от одного до четырех блоков, и, наоборот, один департамент может разрастись до восьми блоков и занять два узла. В корпусах-перемычках, в свою очередь, располагаются рабочие места: зоны open space для сотрудников и кабинеты руководства. Отдельные площади отведены под презентационные пространства – дело в том, что у компании огромное количество поставщиков, и образцы их продукции необходимо демонстрировать потенциальным заказчикам.
Все корпуса планируется сделать почти целиком прозрачными, а их толщина не превысит 18-20 метров. Отдельные цветовые акценты в архитектурный облик комплекса будут введены также с помощью стекла разных, тщательно подобранных оттенков. Подобную простоту решения Андрей Романов объясняет тем, что для компании-заказчика этот проект не является имиджевым и главный упор делается не на яркость архитектурного облика, но на использование максимально простых материалов и высокое качество строительства.
Главной роскошью этого офиса будет создаваемая здесь комфортная среда обитания, сомасштабная человеку невысокая застройка и большое количество озелененных пространств. Расположение объемов продумано таким образом, чтобы в офисных помещениях и дворах не было слышно пролегающего неподалеку Киевского шоссе. Участок имеет небольшой уклон, и этот перепад высот позволил организовать въезд на подземную парковку, благодаря которой вся наземная территория комплекса освобождается от автомобилей и превращается в пешеходную зону. В проекте благоустройства территории архитекторы используют минимум мощения, роль переходов от одних департаментов к другим здесь выполняют деревянные палубы со скамейками, а все остальное пространство отведено под зеленые газоны с деревьями и кустарником, создающие впечатление парковой зоны. С учетом последних спроектирована и уже упомянутая парковка: она повторяет сетку корпусов и располагается только под зданиями, поэтому посадка деревьев не будет дорогостоящей.
«Понятно, что гораздо проще и дешевле было бы построить пару многоэтажных корпусов, но компания готова идти на дополнительные затраты ради получения нестандартной, очень комфортной среды обитания своих сотрудников, – говорит Андрей Романов. – И мы, в свою очередь, постарались в своей концепции максимально выразить это стремление заказчика и совместить жесткий технологический подход, какого требует любой офис, с нестандартным экологичным пространством».
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
Штаб-квартира X5 Retail Group. Проект, 2011-2012 © ADM
|