Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.09.2011

Жизнь без градсовета

Наталья Коряковская

В Москве презентовали сразу два инновационных проекта – футуристический аэротрополис рядом с Домодедово и Университет в Сколково. В Перми распустили градсовет, а в соседнем Соликамске церковь и музей вновь делят жилплощадь. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

Университет Сколково (территория D3). Утвержденный вариант проекта © Херцог & де Мерон
Университет Сколково (территория D3). Утвержденный вариант проекта © Херцог & де Мерон
Московский аэропорт Домодедово в ближайшем будущем может стать центром нового городского образования – т.н. аэротрополиса, формирующегося буквально вокруг взлетной полосы. Домодедово уже и так, пожалуй, является самым современным аэропортом столицы, однако с расширением московских границ как раз в эту сторону инвесторы вновь проявляют к нему повышенный интерес. Проект стоимостью 126 млрд рублей предполагает строительство в радиусе 25 км целого города с бизнес-парками, торговыми комплексами, отелями, жильем, промзонами и вокзалами, сообщает Газета.ру.  К реализации, как водится, приглашен иностранный консультант – профессор Джон Касарда из университета штата Северная Каролина, к слову сказать, автор теории аэротрополисов. Суть ее сам Касарда разъяснил журналистам так: «Раньше аэропорты были при городах, служили городам. А теперь они становятся городами сами…. Аэропорты становятся не пунктом отправления, а пунктом назначения – конечным пунктом», – цитируют профессора «Вести-Москва».

На прошлой неделе другой мегапроект – сколковский инноград – презентовал планировку одного из своих центральных районов, ядро которого составляет Университет науки и технологий. Как пишет газета «Московская перспектива»,  над проектом работали знаменитые швейцарцы – бюро Нerzog&De Meuron Architekten, и, разумеется, их видение вуза довольно инновационно. Современный университет, по мнению архитекторов, это, прежде всего, пространство встреч и общения ученых и студентов, поэтому традиционных аудиторий и лабораторий здесь гораздо меньше, чем кафе, рекреаций и общественных пространств. Научные кластеры объединены в четыре корпуса-кольца, внутри которых сохраняются нетронутыми лес и озеро. В проекте, помимо этого, предусмотрены информационный центр с библиотекой, жилье и развернутая инфраструктура.

По количеству градостроительных новаций с Москвой в последнее время соперничает разве что Пермь, которая то собирается жить по разработанному нидерландскими специалистами мастер-плану, то, наоборот, не собирается. Недавно, как сообщает газета «Коммерсант», в городе упразднили градостроительный совет, имевший большую популярность при экс-мэре Игоре Шубине. Компания «Главстройиндустрия» доказала в суде незаконность обязательного для застройщиков согласования проектной документации с совещательным органом. Как отмечает один из членов теперь уже бывшего совета, правозащитник Денис Галицкий, новые руководители Перми, в отличие от Игоря Шубина, который мог часами обсуждать с архитекторами их проекты, подходят к архитектурным вопросам более практично, им такая «говорильня» не нужна. Теперь функции совета, вероятно, возьмут на себя общественный совет и комиссия по реализации Генплана Перми, предполагает «Коммерсант». Однако общественники вряд ли будут обсуждать частные архитектурные проекты; не будет заинтересована в таких совещаниях и комиссия, дабы не  затягивать согласования. Так что градсовет, похоже, никто не заменит, а вот навредит ли это качеству пермской архитектуры или наоборот, покажет ближайшее будущее.

В той же Перми на днях всплыла позабытая тема реконструкции площади перед «Театром-театром», которую архитектор Евгений Асс предложил разрезать 10-тиметровой стеной из клееного бруса. Напомним, что проект вызвал резкое неприятие местных жителей, выступивших против сноса фонтана. Согласования затянулись на несколько месяцев, и, казалось, стена уже канула в лету, однако на недавнем театральном фестивале «Текстура» о ней заговорили вновь – об этом сообщают РИА Новости. Вполне вероятно, что «радикальная интервенция», как назвал свой проект Асс, все-таки состоится. Протесты местных жителей архитектора не смущают – конфликт, выраженный самой идеей стены, по его мнению, важен для театрального мира.

Впрочем, в последнее время внимание общественности Перми направлено на другой «культурный» скандал, связанный с выселением местной художественной галереи из Спасо-Преображенского храма. А вот в ближайшем соседе Перми – городе Соликамске сложилась совершенно иная ситуация. «На фоне идущего в последние годы процесса по передаче краевыми властями православной церкви объектов недвижимости в Прикамье появилась и обратная тенденция, – пишет «Коммерсант». – В частности, власти Соликамска просят правительство РФ передать в собственность три исторических здания города, на которые претендует Русская православная церковь». Чиновники приводят очень простой аргумент: у епархии нет денег на содержание Троицкого собора, церкви Богоявления и Дома воеводы. А между тем все эти объекты являются памятниками архитектуры, причем в них размещается экспозиция Соликамского краеведческого музея, часть которой невозможно никуда вывезти. Интересно, что церковь, в свою очередь, не слишком и настаивает на передаче – видимо, лишение федерального финансирования и вправду может загубить здания, но прецедент показательный, ведь это далеко не единственный случай в стране, когда музей существует под сводами храма.

Комитет Государственной Думы по культуре тем временем наконец собрал экспертно-консультационный совет, где чиновники, реставраторы, археологи обсудили законопроект, предусматривающий изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который рассматривается в Думе с марта прошлого года. Миссия рабочей группы, которая должна была собрать все поправки к законопроекту, в целом выполнена, пишет «Парламентская газета». Так, в закон вошли статьи по поводу налоговых льгот для инвесторов, вкладывающихся в реставрацию памятников, разграничение понятий «капитального ремонта» и «реконструкции памятников», обязательная для реконструкторов государственная историко-культурная экспертиза, пункт об освобождении от НДС реставрационных и археологических работ и.т.д. Главным же своим достижением эксперты считают четкое определение земельных границ памятников, что позволит защитить музеи-заповедники. Теперь осталось дождаться, когда же депутаты, наконец, примут столь правильный в теории закон.

В заключение сегодняшнего обзора – событие из мира выставок: в качестве одного из спецпроектов 4-й Московской биеннале современного искусства на месте бывшего коллектора на Волгоградском проспекте открылось новое экспозиционное  пространство CISTERNA, оформленное архитектором и художником Александром Бродским. «Как архитектор Бродский изменил пространство, закрыв верхний свет из люков-окон, как художник – перенаправил этот свет, «нарисовал» его там, где было нужно именно ему», – пишет «Независимая газета». В CISTERNA Бродский снова возвращается к идее восставшего из серого праха пространства, которое ранее создавал из глины. Правда, воочию увидеть творение архитектора нелегко: для этого придется выбираться из центра Москвы в отдаленную промзону.
Университет Сколково (территория D3). Вариант проекта © Херцог & де Мерон
Университет Сколково (территория D3). Вариант проекта © Херцог & де Мерон
Проект реконструкции площади перед пермским «Театром-театром» © Е. Асс
Проект реконструкции площади перед пермским «Театром-театром» © Е. Асс
Проект реконструкции площади перед пермским «Театром-театром» © Е. Асс
Проект реконструкции площади перед пермским «Театром-театром» © Е. Асс
Троицкий собор, Соликамск / Wikimedia Commons
Троицкий собор, Соликамск / Wikimedia Commons